Ощущение дежавю не покидало и вчера на очередном заседании совета парламента республики.
Вот, к примеру, так называемый закон "О детях войны". Уже лет пятнадцать, как справедливо заметила депутат Людмила Токаева, обсуждается федеральный законопроект о статусе отдельной категории граждан, которым на 3 сентября 1945 года не исполнилось 18 лет и которые постоянно проживают на территории РФ. Закон, однако, так и не был принят. Теперь вновь предлагаются меры социальной поддержки "детей войны" за счет федерального бюджета. Наши депутаты, естественно, в очередной раз поддержали этот законопроект, хотя и без уверенности, что он будет принят Госдумой. Помнится, на одном из предыдущих заседаний, когда обсуждался аналогичный законопроект, кто-то из депутатов в сердцах произнес: "Его примут, наверное, тогда, когда "детей войны" в стране почти не останется".
Но если принятие этого закона потребует немалых бюджетных расходов в масштабах страны, то ситуация с наделением должностных лиц органов внутренних дел полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях в сфере общественного порядка и общественной безопасности, казалось бы, с точки здравого смысла, вполне разрешима. Кто как не полиция может остановить домашнего дебошира, нарушителей тишины в ночное время, навязчивых попрошаек и гадалок на улицах? Сегодня эти функции возложены на административные комиссии органов местной власти, которые, как заметил председатель комитета парламента по законодательству Тимур Ортабаев, физически не в состоянии справиться с огромным объемом возложенных на них задач по обеспечению общественного порядка и безопасности граждан. Действующим законодательством предусмотрена возможность передачи полномочий от административных комиссий – полиции при наличии соответствующего соглашения между субъектом Федерации и МВД России. Но при этом от субъекта требуют покрывать расходы министерства, связанные с составлением протоколов. У дотационных регионов зачастую средств на это не хватает. Между тем, как отмечают законодатели, в федеральном законе определено право, а не обязанность органов власти субъектов РФ осуществлять расходы на реализацию возложенных на полицию обязанностей по охране общественного порядка.
Из-за неурегулированности этого вопроса страдают в первую очередь граждане, и надо, наконец, считают североосетинские депутаты, в очередной раз обсудившие предлагаемые в КоАП поправки, поставить жирную правовую точку.
Не впервые на заседании совета парламента обсуждается и проблема безопасности движения на железнодорожных переездах. Ситуация здесь оценивается как критическая. Так, в 2017 году в стране было допущено около 250 случаев ДТП на железнодорожных переездах, что почти на 30 процентов выше уровня 2016 года. Пострадали более 200 человек, 65 из них погибли. Произошли 2 крушения поездов, 1 авария, 7 сходов подвижного состава. Особую тревогу вызывают 55 случаев столкновений автотранспорта с пассажирскими и пригородными поездами, для сравнения: в 2016 году – 35. На железнодорожных переездах в Беслане, Михайловском и других в нашей республике также нередко происходят ДТП.
Как сообщил председатель парламента республики Алексей Мачнев, в апреле в Санкт-Петербурге состоится заседание Совета законодателей при Федеральном собрании РФ, на котором планируется обсудить ситуацию, связанную с железнодорожными переездами. Очевидно, считает А. Мачнев, надо не только ужесточать меры наказания, но и создавать современную инфраструктуру по обеспечению безопасности на железнодорожных переездах.
Еще одна горячая тема, связанная с безопасностью людей, – техническое состояние лифтового хозяйства. Ситуация во многих городах катастрофическая. Во Владикавказе около 30 лифтов требуют срочной замены.
Примечательно, что в 2013 году, после исключения лифтов из категории опасных производственных объектов, Ростехнадзором не проводились расследования аварий, не велся их учет. В результате увеличилось число аварий, повлекших гибель людей. В 2014 году погибли 14 человек. После того, как Ростехнадзору вернули полномочия, количество аварий, приведших к гибели людей, вновь начало сокращаться: в 2016 году погибли 6 человек. Тем не менее ситуация однозначно свидетельствует о необходимости совершенствования законодательства в целях обеспечения защищенности граждан на опасных объектах. Законопроектом предлагается, как пояснил Т. Ортабаев, установить административную ответственность за нарушение правил бережного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов.
Не один и не два раза предлагалось депутатами разных политических фракций в Госдуме РФ ввести прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц. Однако Правительство РФ не поддерживает эту идею, так как это может негативно отразиться на собираемости налогов. Тем не менее группа депутатов от "Справедливой России" вновь выступила с законодательной инициативой, направленной на сокращение разрыва между богатыми и бедными. Они, как пояснил председатель комитета по бюджету Валерий Баликоев, предлагают ввести прогрессивную шкалу налогообложения по доходам, превысившим с начала года 24 млн руб., а именно: до этой суммы включительно – 13 процентов, свыше – 18 процентов. Имеющих доходы свыше 24 млн руб. в год в нашей стране, по официальным данным, чуть более 20 тысяч человек, но сумма их доходов весьма значительна и превышает 4 трлн рублей. Введение повышенной ставки для этой категории граждан приведет, как подсчитали "справедливоросы", к росту поступления налогов на 200 млрд рублей.
Возможно, эти средства пойдут и на поддержку "детей войны", и на оборудование железнодорожных переездов, и на замену дышащих на ладан лифтов…