Премьера оперы П. Чайковского "Евгений Онегин", с аншлагом прошедшая на одной из площадок республиканского филиала Мариинского театра – на сцене Национального государственного театра оперы и балета РСО–А, стала событием в музыкальной жизни Владикавказа. Интерес к этому спектаклю у нашей публики подогрет сейчас, что называется, до точки кипения.
И еще одним доказательством этого стало то, что 11 марта он вновь был показан в Театре оперы и балета при полном, "под завязку", зале. За дирижерским пультом оркестра филиала стоял в тот вечер заслуженный артист РФ, петербургский дирижер Леонид Корчмар, а в партии Татьяны владикавказские зрители увидели и услышали солистку Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, лауреата международных конкурсов Гелену Гаскарову.
В истории осетинского оперного искусства это обращение к "Евгению Онегину" – четвертое по счету. В 1952 году опера Чайковского впервые прозвучала фрагментарно на сцене Северо-Осетинской государственной филармонии в исполнении молодых артистов оперного ансамбля в постановке Юрия
Лекова – студента оперно-режиссерского факультета Ленинградской консерватории, будущего режиссера, народного артиста РСФСР. В 1961 году на сцене открывшегося в 1958 г. Северо-Осетинского музыкально-драматического театра "Евгения Онегина" поставил режиссер С. Штейнц. Третья постановка этой жемчужины русской оперы была осуществлена на сцене Музыкального театра Юрием Лековым уже в 1970-х, затем восстановлена в 2000 году. А автором нынешнего прочтения знаменитых во всем мире "лирических сцен" из прославленного пушкинского романа в стихах (так сам Петр Чайковский назвал эту оперу) стал гость Осетии – заслуженный деятель искусств РФ, режиссер Алексей Степанюк.
Окунуться в яркое театральное действо и услышать в исполнении лучших голосов Мариинского театра и его владикавказского филиала популярные арии, ариозо и речитативы из "Евгения Онегина" – "Ах, Таня, Таня" Ольги (народная артистка РСО–А Елена Скалдина, Национальный государственный театр оперы и балета), "Письмо Татьяны" (лауреат международных конкурсов Мария Баянкина, Мариинский театр), "Куда, куда вы удалились?" Ленского (лауреат международных конкурсов Илья Селиванов, Мариинский театр, и заслуженный артист РЮО Иван Бекоев, Национальный государственный театр оперы и балета), "И здесь мне скучно" Онегина (лауреаты международных конкурсов Вячеслав Козловский, Мариинский театр, и Михаил Павлов, Национальный государственный театр оперы и балета) и, конечно, "Любви все возрасты покорны" Гремина (лауреат международных конкурсов Геворг Григорян, Национальный государственный театр оперы и балета) – этот подарок постановочная "команда" спектакля преподнесла меломанам Осетии 23 и 24 февраля. И уже за несколько дней до премьеры все билеты на "Онегина" были проданы.
"Многое меняется со временем – манеры, лексика, наш язык, поведение, но суть человека остается неизменной. Поэтому, с одной стороны, я хотел, чтобы в этом классическом "Евгении Онегине" были хороший литературный русский язык, манеры, этикет и нюансы поведения эпохи Пушкина. С другой – постановка предполагает постоянную и естественную во всех смыслах игру актеров, и мне хотелось, чтобы спектакль был психологически убедительным. И чтобы все персонажи – начиная от Онегина и заканчивая Зарецким и Ротным – были "живыми" людьми. Очень надеюсь, что владикавказской публике наша совместная работа придется по душе", – подчеркнул Алексей Степанюк в интервью владикавказским журналистам. И его надежды, судя по тому как зрители принимали спектакль, оправдались.
Интересный режиссерский замысел, органично сплавивший в единое целое "звучащее" и "происходящее" на сцене. Красивые и отвечающие исторической эпохе костюмы артистов (их автор – заслуженный художник РСО–А Нина Черчесова). Сочные декорации с применением видеопроекции на задник сцены (художественное оформление "Евгения Онегина" было осуществлено при содействии Северо-Кавказского филиала ГМВЦ "РОСИЗО"). Убедительные и запоминающиеся образы героев, эталонные голоса вокалистов, деликатное звучание оркестра, который стал чутким партнером вокальному коллективу и помог в полной мере раскрыться каждому участнику спектакля (дирижер – заслуженный деятель искусств РСО–А Сабрие Бекирова). Высокопрофессиональная работа хора, где каждый артист при этом имеет собственную актерскую задачу (хормейстеры – заслуженный деятель искусств РСО–А Изабелла
Бериева, Аида Шаповалова, Сабина Сагеева). Слаженная работа балетной труппы (хореограф – Илья Устьянцев, Мариинский театр)… Все это слилось в единый трехчасовой гармоничный танец эмоций и закончилось овациями зала, благодарившего артистов стоя.
"Мысль вновь поставить "Евгения Онегина", с которого и начиналась история нашего театра, у меня была давно. Русская классика слушателю необходима, и опера "Евгений Онегин" должна быть в репертуаре любого оперного театра. Хотя насколько она красива, настолько и сложна – фразировкой, вокальными партиями, стилем исполнения, самим музыкальным текстом, над которыми надо много работать… Благодаря Мариинскому театру и появившимся у нас новым возможностям мы смогли пригласить в труппу целый ряд молодых артистов – солистов оперной труппы, артистов балета и хора, – поделилась музыкальный руководитель постановки, народная артистка РФ, художественный руководитель театра Лариса Гергиева.
– Два года назад я вместе с Алексеем Степанюком и молодыми вокалистами Академии оперных певцов работала над постановкой оперы "Евгений Онегин" на Новой сцене Мариинского театра. В той постановке, которую критики потом назвали "бесспорной творческой удачей", в главных партиях, кстати, тоже выступали Мария Баянкина и Илья Селиванов. И когда здесь, во Владикавказе, мы уже определились с постановкой этой оперы, в выборе режиссера у меня сомнений не было. Алексей Степанюк – удивительно талантливый человек! Он умеет выразить свою творческую концепцию, найти общий язык с артистами смешанных составов трупп, создать необходимый микроклимат для работы. Степанюк создал этот спектакль специально для владикавказской сцены, и получился он, как мне кажется, не только интересным, красочным, современным и в то же время по-настоящему лирическим, но и, я бы даже так сказала – уютным, милым.
Эта премьера для нашего театра – не только большой успех. За ней стоит большая работа всего коллектива. Хочется думать, что "Евгений Онегин" надолго "пропишется" в нашем репертуаре. К слову, "Онегина" мы поставили в небывало короткие сроки – за три недели! Что и говорить – учимся теперь работать в таких же темпах, как и Мариинский театр.
Приятно удивил в дни премьерных показов не только прием спектакля нашими зрителями, среди которых было очень много молодежи и даже детей. Но и то, как она слушала оперу, чутко улавливая те моменты между сценами, где аплодисменты возможны и уместны! Можно с уверенностью сказать, что театр за прошедшие годы воспитал своего зрителя. И это не может не радовать и не быть для всего нашего коллектива стимулом в работе.
А сам театр, в этом году отмечающий свой 60-летний юбилей, находится сегодня на большом творческом подъеме. Театр "помолодел" после притока новых творческих сил и работает очень напряженно и с энтузиазмом, собирая полные залы на наши спектакли – детские и взрослые. Только в нынешнем сезоне мы помимо "Евгения Онегина" поставили три детские оперы, балетный спектакль, возобновили оперы "Агриппина", "Травиата" и "Брундибар". Сейчас у нас идет полным ходом работа над оперой "Риголетто" Дж. Верди (в концертном исполнении) и оперой "Коста" Х. Плиева в постановке режиссера Анатолия Галаова (художник – Ибрагим Супьянов, г. Махачкала). В партии Коста в ней выступит талантливый осетинский вокалист, студент ГИТИСа и победитель V международного конкурса вокалистов им. П. Лисициана Дзамболат Дулаев. В наших планах – постановка балетного спектакля "Портрет Дориана Грея". А закроем мы юбилейный сезон фестивалем "Итальянские вечера" и оперой Дж. Верди "Аида", тоже в постановке Алексея Степанюка. Ну, а пока я снова с удовольствием приглашаю всех любителей классической музыки на оперу "Евгений Онегин", которая 20 марта опять прозвучит на сцене театра в исполнении талантливых оперных певцов Санкт-Петербурга и Владикавказа".