"Да мы такой статистики никогда, если честно, и не вели", – улыбается худрук "Иристона", заслуженный артист РФ Махарбек Плиев, бессменно возглавляющий ансамбль со дня его основания. А рукоплескали в разные годы "Иристону", созданному в Северо-Осетинском госуниверситете в середине 1970-х и очень быстро завоевавшему себе славу одного из лучших студенческих хореографических коллективов республики, зрители Болгарии и Великобритании, Венгрии и Испании, Финляндии и США, Франции и Италии, далеких, жарких и экзотических Буркина-Фасо и Коста-Рики… И это – далеко еще не весь перечень даже одних только его зарубежных гастрольных и фестивальных маршрутов.
Так что цифра, украшающая афиши очередного большого концерта "Иристона", который пройдет 23 марта во Владикавказе, на сцене ДК СОГУ, и интригующе анонсирующая его как 300-й для ансамбля, по словам Махарбека Плиева, все-таки достаточно условная. И очень сильно "округленная" при этом в сторону уменьшения. Но вот что касается сюрпризов, ожидающих публику, то их в его программе действительно будет немало. А в своем интервью Махарбек Солтанович, один из мэтров нашей национальной хореографии, которого его ученики, коллеги по сцене и поклонники таланта недавно, 2 марта, поздравляли с 67-летием (в том числе, получил он поздравительную телеграмму и от главы республики Вячеслава Битарова), рассказал "СО" не только об этих сюрпризах. Но и о том, каким выдался нынешний творческий год для "Иристона". И о новых планах ансамбля, кредо которого на сцене остается неизменным: быть востребованным зрителем – и быть интересным ему…
– Если говорить о поездках за рубеж, на международные фестивали фольклорного танца, к участию в которых наш коллектив регулярно рекомендует Российский государственный дом народного творчества, то последние пять лет были для ансамбля в этом отношении довольно насыщенными. Мы побывали в Португалии, Испании, Италии, Франции. Правда, в текущем учебном году таких выездов у нас пока не было, но это вовсе не значит, во-первых, что мы их не планируем; а во-вторых, вовсе не является показателем того, что "Иристон" находится в творческой спячке, – сразу же подчеркнул мой собеседник. – Пропагандировать танцевальное искусство Осетии за пределами Северного Кавказа, в том числе за рубежом – это, безусловно, одна из самых важных задач, возложенных на такие коллективы, как наш. На хореографические коллективы "с именем", которые могут без всякой ложной скромности позиционировать себя как национальное достояние республики. И в то же время я считаю: нельзя "затачивать" всю работу коллектива только под такие поездки, превращая их в самоцель. Потому что любой ансамбль – это живой, развивающийся творческий организм. И он не может и не должен развиваться однобоко.
Ну, а то, насколько высокой будет планка, взятая студенческим самодеятельным ансамблем, в нынешних финансово-экономических условиях, во многом напрямую зависит, конечно же, еще и от того, какое внимание оказывает ему руководство вуза. И на отсутствие такого внимания к себе мы тоже пожаловаться сегодня не можем.
– О том, что у нового ректора СОГУ Алана Огоева – большие планы на перспективу в отношении "Иристона", писала и "СО". Как и о том, что, вступив в должность, он твердо заявил о своем намерении не просто "держать руку на пульсе" проблем и текущих нужд ансамбля, но и активно вовлекать "Иристон" в проекты, которые СОГУ реализует в сфере сотрудничества с вузами-партнерами из других регионов России и дальнего зарубежья. Что из этих планов уже на стадии воплощения?
– Алан Урузмагович – ректор молодой, амбициозный, и его такой же по-хорошему амбициозный настрой поддерживать ансамбль мне очень импонирует. С коллективом ансамбля он встречался уже несколько раз, и мы за это неравнодушное внимание к нашей творческой "кухне" и к нашим заботам и нуждам ему очень благодарны: оно сегодня дорогого стоит.
А что касается межвузовских проектов, о которых вы упомянули, то в ноябре прошлого, 2017 года, например, на базе СОГУ прошел при поддержке Минобрнауки РФ межрегиональный студенческий форум "Мы вместе": в нем приняли участие более 300 студентов из всех регионов СКФО. А в его рамках во Дворце культуры СОГУ состоялся фестиваль национального танца и песни, на который во Владикавказ приехали студенческие ансамбли из Грозного, Нальчика, Махачкалы, Черкесска… "Иристон" на фоне этих коллективов-гостей тоже, разумеется, никак не мог позволить себе выглядеть бледно и выступить плохо – так что готовились мы к фестивалю со всей ответственностью. И постарались в грязь лицом перед гостями-соседями не ударить.
В 2018 году у "Иристона" планируются при поддержке руководства СОГУ поездки в США и Иран, с университетами которых – в частности, с Тегеранским – наш вуз сейчас активно укрепляет и развивает сотрудничество. Конечно, человек предполагает, а обстоятельства располагают – в том числе связанные с такой щекотливой сферой, как международная политика. Но, возможно, та же поездка в США состоится у нас уже в мае: этот проект курирует лично проректор СОГУ по международным связям Алан Уадати. Кстати, она у нас будет не первой: в 1990-х годах "Иристону" уже довелось побывать на гастролях в штате Северная Каролина, в Аппалачском университете. И поездка эта была очень интересная: ветераны ансамбля ее до сих пор вспоминают.
– На что в репертуаре "Иристона" сегодня делается упор помимо традиционных классических осетинских танцев? К слову, смелые новации в их постановке, которые в то же самое время очень бережно сочетались с верностью духу и букве "золотой классики" национальной хореографии, – это всегда было одной из фирменных "фишек" ансамбля. Хотя бы ту же постановку "Семь черкесок" взять, которая давно уже стала его "визитной карточкой": когда-то ведь она воспринималась здесь, в республике, зрителем как нечто едва ли не революционное…
– Основной состав "Иристона" – это сейчас около 40 танцоров. Примерно столько же ребят занимаются в детской хореографической студии, действующей при ансамбле: ее воспитанники регулярно участвуют в наших сольных концертах на большой сцене, и в концерте, который мы дадим в ДК СОГУ 23 марта, зрители их тоже обязательно увидят. А всего
войдут в программу этого концерта 17 танцевальных номеров: 8 – в первом отделении, 9 – во втором. Причем почти все из них мы представим публике в обновленных сценических версиях: они обогатились новыми фрагментами, новыми нюансами… И, самое главное, программу эту мы постарались построить так, чтобы номера сменяли в ней друг друга, практически не давая зрителю расслабляться, зевать и отвлекаться от того, что на сцене происходит, на общение в "Фейсбуке".
Сегодняшний наш зритель – это ведь, в отличие от публики советских времен, зритель, который зрелищами очень избалован. Интернет, так властно ворвавшийся в нашу жизнь, и тут предоставляет человеку просто огромную, почти безграничную свободу выбора. И чтобы внимание зрителя "зацепить", в режиссуре концерта ансамбля фольклорного танца тоже должны сегодня использоваться выигрышные приемы из арсенала шоу. Такие прежде всего, как зрелищность и динамичность. Разумеется, ни в коей мере не в ущерб тому, что составляет душу нашей национальной танцевальной культуры.
А что касается нашего репертуара, то кроме осетинских танцев и сюжетно-хореографических постановок театрализованного характера на национальную тематику, которые "Иристон" в свое время начал ставить одним из первых в республике, входят в него сегодня и танцы других народов Кавказа, России и мира. От грузинских – до калмыцких и цыганских. А целиком наша программа идет два с половиной часа. Чем репертуар у коллектива шире и разнообразнее, тем больше это, я считаю, его обогащает.
Ну, а постоянная текучесть кадров, привносящая в работу любого студенческого ансамбля целый ворох своих специфических проблем, незаметных со стороны зрителю, который видит в нашей работе прежде всего ее праздничную сторону – да, для такого коллектива, как наш, это, с одной стороны, неизбежное зло. Жизнь есть жизнь: оканчивают вуз талантливые, фактурные ребята и девушки, которые четыре-пять лет, пока учились, были "лицом" коллектива – и ничего ты с этим не поделаешь: смену им надо готовить заново… А с другой стороны, это постоянно держит нас в тонусе. Не дает нам расслабляться и закисать. И 23 марта на сцену ДК СОГУ выйдут, в том числе, наши новые молодые солисты, которых широкая владикавказская публика еще не видела.
– Идеи пополнения репертуара у "Иристона" сегодня тоже наверняка есть?
– Есть, хотя пока упираются они в финансовые сложности. К примеру, мне давно хочется поставить со своими ребятами шуточный танец в этаком веселом и немножко модерновом ключе, который был бы посвящен житью-бытью современного осетинского студенчества. Но надеюсь, что этот замысел нам удастся осуществить.
А возвращаясь к вопросу о новациях, привносимых сегодня в осетинский народно-сценический танец, и к тому, насколько это вообще допустимо… Эксперимент и творческий поиск – само по себе в коем случае неплохо. Но если речь идет именно о фольклорном танце, то тут должны быть определенные рамки, ломать которые нельзя. Тот же симд на осетинской сцене должен оставаться симдом. Это классика, "визитная карточка" нашего хореографического искусства. Но то, что времена меняются, и нельзя уже работать на сцене по старинке, выдавая зрителю тот же хореографический "продукт", что и 30 лет назад, это правда. Поэтому надо привносить в свою работу какую-то свежую струю. Искать: а что сегодня публике интересно?
– В свое время "погоду" в осетинской народно-сценической хореографии делали, как на подбор, титаны – а кого в ней сейчас можно поставить с ними вровень? – этот вопрос в пылу дискуссий о будущем нашей национальной культуры тоже нынче, к слову, "всплывает на гребне волны" в тех же соцсетях нередко. Как и другой: "А зачем Осетии вообще нужно такое зашкаливающее количество ансамблей народного танца что во Владикавказе, что в районах?.."
– Я считаю по-другому: чем больше хороших фольклорных ансамблей, ярко позиционирующих за пределами Кавказа нашу национальную культуру, будет в Осетии, тем, наоборот, только лучше. И когда меня "с подковыркой" спрашивают, что занятия народными танцами ребенку или подростку в конечном итоге этакого полезного дадут, если он профессиональным танцором быть не собирается, отвечаю так: "В самом худшем случае – красивую осанку и хорошую фигуру. Этого мало?.." А то, что планка национальной хореографии у нас в Осетии поднята сегодня очень высоко – это факт. Посмотрите, как охотно и с каким удовольствием молодежь сегодня танцует осетинские танцы на свадьбах. Еще лет 10–15 назад такого ведь не было. И это – тоже подтверждение: осетинский танец живет и будет жить!