В рамках реализации общественных предложений активистов регионального отделения Общероссийского народного фронта в Северной Осетии, которые были направлены руководству республики в конце 2017 года, в регионе проходит внедрение системы подготовки специализированных кадров для развития инклюзивного образования.
В марте текущего года на базе Северо-Осетинского педагогического института (СОГПИ), разработана дополнительная программа профессиональной переподготовки "Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми потребностями и ограниченными возможностями здоровья". Программа рассчитана на 320 часов и адресована работникам образовательных организаций республики.
Поводом для народных инициатив послужило обращение родителей детей с ограниченными возможностями в региональное отделение ОНФ с просьбой оказать содействие в подготовке необходимых специалистов.
"В данный момент в общеобразовательных школах республики чувствуется огромная нехватка коррекционных педагогов, занимающихся обучением и воспитанием детей, имеющих особенности в развитии. У нас особенные дети, к которым нужен профессиональный подход, включающий в себя не только формирование у ребенка способности к усвоению учебного материала, но и социальную адаптацию. В обычных условиях этого достичь невозможно", — рассказала Татьяна Коновалова, мама ребенка с ограниченными возможностями.
В рамках выездной рабочей группы ОНФ "Образование и культура как основы национальной идентичности" общественники обсудили создавшуюся ситуацию с представителями родительского сообщества. По результатам встречи были сформированы общественные предложения, которые эксперты ОНФ передали руководству Северной Осетии на ежегодной региональной конференции Народного фронта.
На сегодняшний день формируется группа слушателей из всех районов республики для обучения по программе переподготовки, разработанной СОГПИ.
"По итогам данного обучения у педагогов должны быть сформированы навыки по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Такая форма подготовки является наиболее эффективной, учитывая дефицит специализированных кадров в школах и возрастающее количество учеников с ОВЗ", — считает руководитель рабочей группы ОНФ "Образование и культура как основы национальной идентичности" в РСО-А Таймураз Тезиев.
Кроме того, курсы по инклюзивному образованию сегодня включены и в образовательную программу педагогов и психологов в Северо-Осетинском государственном университете (СОГУ), при котором была открыта и кафедра инклюзивного образования.
"Задача кафедры изменить образовательный процесс таким образом, чтобы у студентов на всех направлениях подготовки к окончанию учебы в университете были сформированы навыки взаимодействия с людьми с инвалидностью", — отметила член регионального штаба ОНФ в РСО-А Алена Рамонова, заведующая кафедрой инклюзивного образования СОГУ.
По мнению экспертов Народного фронта, разработка и проведение подобных курсов — это первый, но значимый шаг к внедрению системы подготовки специализированных кадров для развития инклюзивного образования в Северной Осетии.
По данным Российской академии образования, сегодня в РФ действует 1 тыс. 660 специальных школ и 13 тыс. 443 коррекционных класса в обычных школах. В Северной Осетии на сегодняшний день задействовано три спецшколы и четыре коррекционных класса. Кроме того, в 20 общеобразовательных учреждений региона, в рамках федеральной программы "Доступная среда", обучается 174 ребенка.