Особенно когда речь идет об эстрадном оркестре, самой сутью своей предполагающем молодость и предельную чуткость к пульсу современной музыкальной жизни. Возможно, поэтому 1993 год кажется бесконечно далеким, особенно когда вспоминаешь, сколько событий и людей вместили в себя последующие двадцать пять сложных, счастливых, трудных и таких дорогих прожитых лет.
Улыбку вызывает дата рождения оркестра – первое апреля. Когда музыкантам сказали, что именно в этот день начинается их работа во вновь созданном коллективе, они сочли это шуткой. Но у самой этой "шутки" была долгая и нелегкая история, которая необязательно должна была увенчаться счастливым концом.
Линии судеб двух неординарных людей двигались навстречу друг другу, чтобы в один прекрасный день пересечься в творческом союзе, результатом которого и стал полноценный профессиональный эстрадный оркестр Северной Осетии. Это потом он станет Национальным. Это потом он будет назван именем трагически и слишком рано ушедшего из жизни одного из его создателей – Кима Суанова, оставив второго, Николая Кабоева, в оглушительном и в поначалу пугавшем одиночестве.
Ким Суанов и при жизни воспринимался легендой. Годы не сделали его славу менее яркой – они еще больше подчеркивают значимость, масштаб и уровень дарования. На парня из Алагира на прослушивании при поступлении на вокальное отделение училища искусств обратил внимание тогдашний министр культуры Осетии Степан Битиев. Он предложил ему поступить в Саратовскую консерваторию. Оттуда Ким был призван в армию, на флот. Стал солистом ансамбля Тихоокеанского флота "Чайка". Адмирал Захаров сулил замечательно певшему молодому матросу квартиру, лишь бы он остался, но ему очень хотелось окончить учебу в консерватории. А еще его тянуло домой.
По возвращении на родину Ким сразу обратил на себя внимание. Работая в филармонии, в ВИА "Казбек", "Джигиты ритма", "Поющие электрины", он настойчиво искал свой репертуар, близкие его "нутру" музыкальные вокальные формы. Пришел в оркестр Булата Газданова. Осетинская песня занимает все большее место в его концертах и выступлениях, но ему нужны ее более современные формы, и он уходит от Булата. Ким все отчетливее понимает, что необходим собственный оркестр, собранный из музыкантов, чувствующих и принимающих его видение развития осетинской эстрадной песни. По сути, именно он стал в Осетии первым по-настоящему эстрадным певцом. Многие замечательные осетинские исполнители с консерваторским образованием пели песни профессиональных осетинских композиторов. Но не было у них этой самой легкости, гибкости именно эстрадной исполнительской манеры. Суанов совершил эту маленькую, а на самом деле – качественную музыкальную революцию. Он придал, казалось бы, давно известным песням новые звучание и форму. Принято считать, что первым исполнителем многих из них был Ким, и именно потому, что в его исполнении очень часто и происходили их настоящие рождение и открытие для слушателя. Эта удивительная чуткость к музыке и слову и сегодня заставляет воспринимать исполнение Суанова эталонным, не отталкивая и не отпугивая новые поколения певцов, какой-то магической силой притягивая к, казалось бы, старым, но таким современным песням.
Ким не мог не "столкнуться" с Николаем Кабоевым, сыном одного из крупнейших деятелей осетинской культуры Жанны Кабоевой. В их доме музыка жила всегда. Он часто превращался в своеобразный музыкальный салон, который считали за честь посетить видные музыканты Осетии, включая Феликса Алборова, доверившего Николаю не только исполнение, но и запись своего знаменитого "Концерта для фортепиано с оркестром".
Жанна упорно хотела видеть в своем сыне классического музыканта, но его все время тянуло в музыкальное "налево", то есть в эстраду, к "Битлам", а в конечной каденции "падения" – в джаз.
Уже из Ростовской консерватории он приехал новым человеком. Во-первых, женатым. Брак с прекрасной Еленой, заключенный еще в студенческие годы, оказался счастливым и на всю жизнь. А еще он вернулся убежденным поклонником джаза, заразившись любовью к нему от своего учителя Кима Назаретова. Опираясь на его помощь и поддержку, Николай Кабоев пробивал открытие в училище искусств полноценного эстрадного отделения. Впрочем, "пробивал" звучит слишком сильно. Молодой энтузиаст встретил вполне доброжелательное понимание у тогдашнего замдиректора училища Фатимы Каргиевой. Был создан оркестр из студентов и педагогов, который уже в декабре 1979-го дал свой первый концерт. В нем ярко и громко зазвучали имена Алихана Туккаева, Олега Диамбекова, Марка Дымкова. В 1984-м Николай Кабоев записал свой первый диск на фирме "Мелодия".
Именно под сопровождение этого еще всего лишь училищного оркестра Ким Суанов пел на своем концерте, посвященном его пятидесятилетию. Именно этот оркестр и станет основой будущего по-настоящему профессионального коллектива. Понадобились еще два года хождений по кабинетам, огромной работы тогдашнего замминистра культуры Зары Газдановой, старшего экономиста планово-экономического отдела минкульта Риммы Дауевой, прежде чем появился подписанный в конце 1992-го приказ об образовании Национального эстрадного оркестра, художественным руководителем которого стал Ким Суанов, а главным дирижером – Николай Кабоев.
У оркестра было недолгое счастье обладания собственным залом в тогдашнем Доме политпросвещения, ставшем вскоре Домом искусств. Случился пожар, уничтоживший сам зал, партитуры музыкальных произведений и большую часть инструментов. А потом трагически ушел из жизни Ким Суанов – не просто основатель оркестра, но и во многом его ангел-хранитель.
Но оркестр продолжал жить. Вопреки обстоятельствам и благодаря очень многим людям, среди которых были и неравнодушные чиновники, и многие-многие самые простые люди, воспринявшие его беды и радости собственными, вниманием и любовью поддерживавшие его, создававшие то самое важное чувство, столь необходимое каждому – смысл и оправдание бытия.
А еще были десятки и десятки музыкантов, для которых оркестр был не местом работы, а важнейшей частью жизни. Это Олег Диамбеков, второй дирижер, композитор, автор многих прекрасных произведений, ставших неотъемлемой частью огромного репертуара оркестра. Ярчайшей личностью остается совсем недавно, в восемьдесят лет, ушедший на пенсию Анатолий Абаев. Со дня основания в оркестре работает Евгений Воложанин. В Осетии нет ни одного значимого певца, который бы не пел его песни. Высочайшим вокальным мастерством обладает Валерий Сабанов. Сегодня невозможно представить оркестр без Сетрака Налбандяна.
С оркестром работали Роберт Каприелян, Лариса Егорова, Алла Хадикова. Для многих только начинающих музыкантов оркестр стал своеобразным трамплином в творческую жизнь. Елена Цаллагова поет во Франции, Лиза Кабоева – в Ростове, Алан Сосиев работает в Москве. Перечень имен состоявшихся музыкантов можно продолжать и продолжать. С оркестром сегодня поет одна из ярких и талантливых певиц Осетии Залина Дзахоева. С ним сотрудничает Эдуард Дауров. Имена Александра Купцова, Алексея Лазарова, Георгия Непомнящего, Марка Дымкова говорят сами за себя. А еще есть Елена Кабоева, значимая собственным неповторимым талантом, обладающая авторитетом не мужа, Николая Кабоева, но прежде всего – собственного высокого профессионализма. И, конечно же, Альбина Суанова, дочь Кима Суанова. Кажется, она вобрала в себя все лучшие человеческие качества отца, а еще унаследовала изрядную часть его незаурядного дарования.
За двадцать пять лет было дано огромное количество концертов, наработан большой и разножанровый репертуар. Вопреки логике скудости финансов получались гастроли в разные и многие города России. И это всегда было трудным, но настоящим счастьем музыкантов, администраторов и технических работников оркестра.
В коллектив приходят молодые люди, связывающие с ним свои надежды на счастливую творческую судьбу. А все вместе оркестранты из раза в раз продолжают выходить на сцену, веря, что их оркестру будет и тридцать, и тридцать пять, и еще много-много лет. Что будут в нем новые поколения ярких исполнителей, громких имен. А еще у этих новых музыкантов будут собственная репетиционная база и концертный зал, в котором (как хочется в это верить!) и состоится новый юбилей оркестра.