А отвечая на журналистский вопрос о том, какие из его работ ему самому, их автору, сильнее всего дороги, с озорством прищуривается, словно мальчишка – и в его глазах за стеклами очков вспыхивают лукавые теплые огоньки:
– Знаете, когда ты работаешь над чем-то, захватывающим тебя целиком и без остатка, то, наверное, именно это произведение, именно этот замысел в данный конкретный момент и есть для тебя самое-самое дорогое, любимое, важное и выстраданное… Потом появляются другие идеи, другие задумки. А жизнь сама, в итоге, все расставляет по местам: что у тебя – более значительное и удачное, что – менее. И в то же время очень важно найти в творчестве свою дорогу, свой голос. Найти себя…
Заслуженный художник России. Народный художник Северной Осетии. Лауреат Государственной премии имени Коста Хетагурова и Национальной премии "Яблоко нартов". Известный в республике и на Северном Кавказе скульптор. Наставник-педагог, отдавший больше 30 лет преподавательской работе во Владикавказском художественном училище и воспитавший не один десяток одаренных учеников: многие из них сегодня – уже сами признанные мастера. Большой друг и давний внештатный автор нашей "СО", которая регулярно публикует его статьи, очерки и эссе – всегда очень неравнодушные, полемически страстные, остро поднимающие и анализирующие наболевшие проблемы культурной и общественной жизни Осетии. Каждый такой его материал неизменно вызывает широкий читательский резонанс – и лавину звонков в редакцию (в том числе, из кабинетов облеченных высокими полномочиями чиновников)… А еще он – интереснейший собеседник. Эрудит. Поклонник Толстого, Достоевского, Пушкина и классиков родной осетинской литературы: первым в списке любимейших из них для него всегда стоял и стоит Коста. Завзятый театрал – и пламенный садовод-любитель, с увлечением посвящающий свободное от работы в мастерской время грядкам и яблоням на дачном участке… И – человек с деятельной гражданской позицией и беспокойной душой. Не боящийся быть "по жизни", если надо, резким, откровенным, "неудобным", честно высказывать свое мнение о том, что волнует – и органически не приемлющий позиции: "Моя хата – с краю…"
Все это – Михаил Дзбоев. Уроженец селения Карман-Синдзикау, которое подарило в свое время Кавказу и России таких выдающихся скульпторов, как великий самоучка Сосланбек Едзиев и блистательный Сосланбек Тавасиев. Выпускник московского Суриковского института (его Михаил Николаевич окончил в 1971 году), он широко известен в родной Осетии как замечательный мастер жанровой и монументальной скульптуры. Творчеству им отдано больше полувека, а многие его работы давно стали "визитными карточками" республики. Начнешь загибать пальцы, их перечисляя – пальцев просто не хватит. Тут – и памятник педагогам и студентам Северо-Осетинского госуниверситета, участникам Великой Отечественной. И монументы, возведенные в память не вернувшихся с ее фронтов сыновей Осетии в Лескене и Мизуре. Памятники Сергею Кирову на одноименной улице во Владикавказе, Александру Суворову во дворе Северо-Кавказского суворовского училища. И изобретателям керосина, строителям первого в мире нефтеперегонного завода братьям Дубининым в Моздоке. Полная эпической мощи и экспрессии скульптура осетинского божества охоты и покровителя зверей Афсати, встречающая туристов в Цейском ущелье, и скульптурные барсы на Чугунном мосту, представить без которых Владикавказ уже ну попросту невозможно… А еще – многочисленные мемориальные доски, увековечившие память о выдающихся людях и знаковых событиях, оставивших в истории Осетии, Северного Кавказа и России яркий след… Это – лишь очень конспективный и беглый перечень самых известных работ Михаила Дзбоева. А критики-искусствоведы о них отзываются так: "Они привлекают своеобразной художественной формой, трактованной решительно и смело, они всегда выразительны и эмоциональны".
Сегодня, 13 апреля, у Михаила Николаевича юбилей: ему исполняется 80 лет. Поверить во что, право же, трудно. Настолько щедро юбиляр "заряжен" молодым неуемным задором, энергией и жадным, по-хорошему дотошным интересом к жизни… "Такие мужчины до седых волос остаются в душе юношами", – это тоже сказано словно именно о нем.
– Сколько тех же, например, мемориальных досок моей работы в республике установлено? – переспрашивает он. И – улыбается:
– Вы знаете, я как-то взялся их считать – и сам себе не поверил: оказалось, что больше 50! Даже задумка у меня есть, до воплощения которой все никак пока руки не доходят: как-нибудь проехать по городу и по районам, сфотографировать их все и собрать, наконец, эти фотографии на отдельном диске… Ну, а сами мемориальные доски – они, как общеизвестно, относятся к монументальной скульптуре малой формы. В этом жанре скульптору необходимо быть предельно лаконичным, емким – и, в то же время, уметь дать живой, сразу узнаваемый портретный образ конкретного человека. И не впасть в трафаретность, не скатиться к самоповтору, к шаблону… Это непросто. Но эта задача меня всегда очень привлекала, еще со студенческих лет.
– А над чем работаете сейчас, Михаил Николаевич?
– Одна из самых святых для меня – тема Великой Отечественной войны. И если я чем-то из сделанного мной в творчестве горжусь, так это в первую очередь – памятниками нашим землякам, выходцам из Осетии, погибшим на фронтах, которые установлены во Владикавказе и в других населенных пунктах республики. Но очень давно не дает мне покоя такая идея, которую я хочу "озвучить" и перед республиканским советом ветеранов, и перед "Высшим советом осетин": в Осетии, я считаю, должен появиться один общий памятник ее сыновьям и дочерям, защищавшим Родину в годы войны. Ведь тогда из республики ушел на фронт каждый пятый ее житель – то есть около 90 тысяч человек. И более 45 тысяч из них не вернулись к родным очагам, не обняли ждавших их возвращения близких – то есть каждый второй… А многие и по сей день лежат в разбросанных по России и Европе безымянных могилах. И над эскизом такого памятника, посвященного подвигу и осетин, и всего многонационального народа Осетии в Великой Отечественной войне, я сейчас как раз и работаю.
– А какие новые проекты у вас "на карандаше" в этом юбилейном году? И как собираетесь юбилей отпраздновать?
– Готовлю большую персональную выставку, которая, как намечается, до конца года должна будет открыться у меня в Художественном музее имени Туганова. В его фондах хранятся около 20 моих работ, что-то к ним сам добавлю еще. А что касается "круглых" юбилейных дат как таковых… отношусь я к таким датам, как принято говорить, без фанатизма. Ведь все это, по большому счету – условность. Неважно, сколько тебе "набежало". Куда важнее, на сколько ты сам себя ощущаешь – и можешь ли ты о себе сказать: "Мне за то, что я делаю, не стыдно…"