– Ты чего, пусть парень пойдет, футбол – это же здорово! – встает на защиту мальчугана друг семьи.
Спустя 10 минут глава семейства предлагает своему товарищу посмотреть, как играет в футбол его сын: он заводит его в детскую комнату, в которой мальчик сидит за компьютером и… управляет виртуальными игроками, пиная виртуальный мяч.
Эту реальность оттеняют пустующие спортплощадки, все чаще "перепрофилированные" под парковки.
В такой ситуации вопрос преподавания физической культуры в школе встает особенно остро. Ведь помимо логичных и уже даже привычных проблем учительства на первый план выходят совсем другие, с которыми педагоги справиться самостоятельно точно не могут.
Обычный урок физкультуры в рядовой владикавказской школе. Радует внешний вид ребят: все в белых футболках, принимают активное участие в занятии, в котором по плану на сегодня разминка и командные эстафеты. И вроде ничего такого, на чем стоит заострить внимание. Но через несколько кругов не самого интенсивного бега дети по очереди обращаются к учителю с жалобами на усталость, боль в ногах… "Эта картина становится все более привычной: сказывается отсутствие физической нагрузки у детей вне школы. Все больше приходится бороться с ожирением в раннем возрасте. Гиподинамия влечет за собой гораздо больше негативных последствий, чем кажется на первый взгляд, – рассказывает молодой преподаватель физкультуры школы №41 Вадим Реутовский. – Посмотрите на наши дворы: ни летом, ни зимой практически не видно детей, которые бегают, прыгают, как и положено в их возрасте. И зачастую родители поощряют это, а учителю самостоятельно справиться с проблемой низкой двигательной активности невозможно".
Все чаще родители стремятся получить для своего ребенка освобождение от физкультуры. Причина – в слабом физическом развитии детей и проблемах со здоровьем, которые не позволяют школьникам получать удовольствие от занятий и своих успехов на уроках физкультуры. Здесь на смену устаревшим методикам преподавания приходит система индивидуального подхода.
"Я всегда говорю своему педагогическому коллективу, что нет ничего важнее здоровья, – рассказывает директор школы №41 г. Владикавказа Эмма Цебоева. – А что делает детей здоровыми? Три часа физкультуры в школе. Но не просто формальные три урока в расписании, а проведенные на должном уровне полноценные занятия. В этом отношении в нашей школе отношение к физкультуре не менее серьезное, чем к математике или физике. И ни одного учителя физкультуры я не оставляю без внимания: у них есть вся необходимая документация, методические пособия, возможности для развития".
К слову, введение дополнительного, третьего часа физкультуры в школе произошло достаточно давно – более 15 лет назад. Однако за этот период не найдено решение для того, чтобы нововведение было реализовано на должном уровне. Вышеназванная владикавказская школа – скорее, исключение из правила, ведь в ней по проекту изначально предусмотрено три спортивных зала. Тогда как в большинстве школ их два, а то и вовсе один. Причем размеры совсем не впечатляют: иной раз класс не помещается в ровную шеренгу. Чего уж тут говорить о том, когда одновременно урок нужно провести двум, а то и трем классам по 25–30 человек в каждом.
И вновь на передовой проблем – пресловутая материальная база. Вряд ли кто поспорит, что сегодня среднестатистический спортивный зал в школе по своей оснащенности не соответствует современным требованиям, в том числе и прописанным в СанПиНе. Банальные вещи, которые нам кажутся едва ли не объектом несбыточных мечтаний: шкафчики для хранения спортивной формы, душевые, разнообразный спортивный инвентарь. Согласитесь, для многих подростков становится проблемой невозможность помыться после интенсивных физических упражнений. Из-за отсутствия душевых ученикам приходится отправляться на следующий урок не в лучшем виде. И для многих старшеклассников именно это является поводом уклоняться от посещения уроков физкультуры.
Однако эстетическая сторона вопроса не самое страшное: из-за плохой оснащенности спортзалов не на должном уровне оказывается техника безопасности на уроках физической культуры.
И не теряющая своей актуальности проблема недостаточного снабжения школ спортивным инвентарем. Опрос учащихся разных школ Владикавказа показал, что в одних образовательных учреждениях мячей достаточно, и их хватает на всех, а в других они настолько ценный ресурс, что его вовсе изъяли из обращения. Но ведь спортинвентарь не ограничивается волейбольными или футбольными мячами! Доступность тех же теннисных ракеток или силовых тренажеров значительно расширила бы круг школьников, желающих приобщиться к физкультуре. А уж школьный бассейн – и вовсе объект из мира фэнтези!
А теперь, пожалуй, к главному – кто работает с нашими детьми? Учебный год на факультете физической культуры и спорта СОГУ начинается с не прекращающихся звонков от руководства республиканских школ в поисках кадров. Квалифицированных выпускников, готовых и умеющих работать с детьми, всегда хватает. Но вот надолго ли хватит их энтузиазма с заработной платой в 8–10 тысяч рублей? "У нас никогда не было нехватки абитуриентов, – о традициях воспитания востребованных спортивных кадров рассказывает заведующий кафедрой теории и методики физвоспитания и спортивных дисциплин СОГУ, профессор, заслуженный работник физической культуры России Владимир Ларионов. – У нас комфортно учиться, хоть и тяжеловато: согласно учебному плану мы изучаем в среднем на 12 предметов больше, чем другие факультеты – это и медико-биологический цикл, и социология, и психология. Мы всегда обозначаем студентам, какие цели перед ними стоят и как добиваться их решения. Преимуществом наших выпускников являются их большой практический опыт и любовь к детям и к своему труду, которую мы стараемся им привить".
И ведь правда: что, как не любовь к профессии может заставить молодых людей изо дня в день вкладывать душу и здоровье в дело, за которое они получают мизерную плату. Алан Боциев уже четыре года мотивирует своих учеников на здоровый образ жизни, постоянно работая над повышением своей квалификации, чтобы его уроки были детям не только полезны, но и интересны. Педагогический стаж Юлии Шевченко всего полтора года, но у нее горят глаза и сердце: сейчас, к примеру, она готовит экспериментальный урок с интеграцией английского языка в физкультуру. Но не уйдут ли эти молодые и, бесспорно, талантливые педагоги в другую сферу деятельности? "Мы отслеживаем трудоустройство наших выпускников. Многие уходят из профессии, разочаровываясь в оценке своего труда. Человек, который отвечает за ребенка, берет ответственность за него и за его воспитание вне дома, должен получать достойную зарплату, чего мы пока не видим", – Владимир Ларионов искренне переживает за молодых коллег и за будущее физической культуры как в школе, так и в вузе.
И если мы говорим о культурном воспитании будущих поколений, то не должны упускать и физическую составляющую этой культуры.