[B]Построенный в 1840 году через р. Терек во Владикавказе 4-пролетный арочный деревянный мост, на каменных береговых устоях и речных быках, к 1862 г. пришел в негодность. Арки сгнили, фермы прогнулись, поверхность пола пошла волнами. Требовалась срочная его перестройка. [/B]
Но сначала предстояло сделать выбор между каменным и железным мостом. Устройство каменного было возможным, но тогда толщина существующих быков была бы недостаточной, и пришлось бы устраивать промежуточные опоры, что увеличило бы издержки на его сооружение. Кроме того, поблизости от Владикавказа трудно было найти камень пригодный для устройства пологих арок, а также лес для постройки больших деревянных мостовых арок. Кроме того, по военным соображениям, в укрепленных районах сооружение деревянных мостов признано нецелесообразным, так как они легко могут быть уничтожены неприятелем. И наконец, ремонт железных мостов всегда дешевле, поэтому остановились на этом варианте.
Было разработано два проекта. Поручик Цералов представил проект решетчатого моста по системе Карла фон Этцеля, известного швейцарского мостостроителя, инженера королевства Вюртембергского. Другой же проект был составлен поручиком Мясоедовым-Ивановым. По представленному им расчету, мост арочной системы, в котором каждый пролет состоит из трех дуговых ферм одинаковых размеров, оказался более выгодным, так как требовал меньше железа и чугуна. Поэтому 12 июня 1862 года проект поручика Мясоедова-Иванова был утвержден командующим Кавказской армией.
Мост состоял из четырех равных дуговых железных арок листового железа, поддерживаемых каменными устоями и быками. Ширина проезжей части моста между двумя тротуарами равнялась 6,5 м. Мостовое полотно было из сосновых продольных брусьев, выстланных двойным полом из сосновых досок. Тротуары же были выстланы досками в один ряд. Лес на балки и на пол был доставлен из Касарского ущелья. Перила состояли из железных брусков. На устоях и быках были установлены чугунные тумбы, поддерживающие простой, но красивой формы фонари, стоящие на легких пьедесталах.
Сборка металлических частей моста длилась 5 месяцев. Наружные конструкции были окрашены в зеленый цвет, а внутренние – в серый. Различные работы, требовавшиеся при устройстве моста, были частично отданы с подряда, частично произведены хозяйственным способом. Так, например, хозяйственным способом было выполнено устройство временного моста еще в 1861 году. Он построен был ниже постоянного. Разборка старого ветхого деревянного моста, а также перестройка верхних частей быков и устоев, устройство деревянного пола моста были отданы с подряда тифлисскому жителю Мехти-Беку-Аге Гуссейн-оглы за 11000 руб. Металлические части моста – прусскому гражданскому инженеру Вальтеру Сименсу за 40000 руб. При этом по контракту он обязан был заказать их на одном из самых лучших заграничных заводов и доставить во Владикавказ. Сборка металлических частей моста на месте была отдана проживавшему в Тифлисе бельгийскому механику Конраду Бранду по контракту за 9700 руб. Наконец, покраску моста поручено было произвести начальнику Военно-Грузинской дороги хозяйственным способом за 448 руб. В целом все работы по сооружению моста обошлись в 65729 руб. 6¼ коп.
Интересно что с К. Брандом в Тифлисе работал механиком-слесарем на паровой мельнице статского советника Булатова и был рекомендован им для работ по возведению моста через реку Рион в Кутаиси. 17 мая 1861 г. мост был открыт, а уже через два месяца Бранду была пожалована золотая медаль на Станиславской ленте с надписью "За усердие".
Каменные работы во Владикавказе начались 20 февраля. Условия, заключенные с подрядчиками, определяли срок окончательного завершения строительства моста к 15 января 1864 г. Но еще 3 ноября их императорские высочества Великий князь Михаил Николаевич и Великая княгиня Ольга Федоровна, возвращаясь из Крыма в Тифлис, осмотрели строящийся мост и первыми прошли по только что набросанной и колыхавшейся настилке нового моста. Начальник работ инженер-полковник Каханов испросил соизволения Их Высочеств назвать мост Ольгинским, на что было получено согласие. Рабочие, воодушевленные вниманием высоких особ к их работе, постарались закончить строительство досрочно, ко дню следующего проезда наместника кавказского через Владикавказ. 22 ноября в 8 часов утра, мост был освящен духовенством. А в 9 часов прибыл экипаж командующего войсками Терской области генерал-лейтенанта Лорис-Меликова вместе с Его высочеством, сопровождаемым свитой в парадной форме. Подъехав к мосту, Его высочество принял рапорт от инженер-полковника Каханова, который при этом представил Великому князю производителя работ и составителя проекта инженер-поручика Мясоедова-Иванова. После краткой речи, произнесенной полковником Кахановым, Великий князь Михаил Николаевич удостоился чести первым проехать по новому мосту. Оставшись довольным работами, он поблагодарил строителей за их усердие и труды.
Возвращаясь к личности поручика Виктора Андреевича Мясоедова-Иванова, не лишним будет сказать, что на момент постройки Ольгинского моста ему было всего 22 года. Родился он в г. Рыльске, в семье помещика. По окончании курса в Институте инженеров путей сообщения 19-летним юношей начал свою службу в качестве производителя работ на Военно-Грузинской дороге. Проект владикавказского моста принес ему известность в инженерной среде. За этим успехом последовали многие другие. В конце 60-х гг. XIX в. он перешел на службу в железнодорожное ведомство. Перечень всех его заслуг занял бы много места, поэтому скажем только, что в 1909 г. Виктор Андреевич был назначен сенатором, а в 1910 г. – членом государственного совета и присутствующим во втором департаменте общих дел, с 1909 г. и до своей кончины в 1911 г. занимал должность товарища министра путей сообщения. Его полезная и разносторонняя деятельность была отмечена целым рядом наград, в том числе иностранных.
Ольгинский мост прослужил верой и правдой целых 95 лет. И хотя в 1958 г. вместо него был выстроен новый, названный Орджоникидзевским, остатки старого моста – два пролета, можно не только увидеть, но и пощупать собственными руками. Они соединяют сегодня берега Терека в районе гостиницы "Владикавказ". Творению Мясоедова-Иванова исполнится в этом году 155 лет.