Представил ее зрителям председатель Союза кинематографистов России, президент Московского международного кинофестиваля Никита МИХАЛКОВ. В числе почетных гостей кинофестиваля на премьере побывал и первый вице-спикер Парламента РСО–А Александр ТОТООНОВ.
"Непрощенный" выйдет в большой прокат в сентябре этого года. Главную роль в фильме исполнил популярный российский актер Дмитрий Нагиев. В прошлом году новость о том, что играть Виталия Калоева доверили "шоумену", буквально взорвала осетинскую общественность, вызвав множество пересудов.
Впрочем, не внушил доверия и Арнольд Шварценеггер, сыгравший главную роль в голливудском фильме на основе событий 2002 года "Последствия", вышедшем в мировой прокат в 2017 году. Американский вариант действительно был основан, но существенно приукрашен и изменен сценаристами, что сделало историю практически неузнаваемой. Сохранились в сценарии только два главных факта: потерял семью, убил диспетчера.
В отличие от "Последствий", авторы новой киноленты постарались максимально приблизить и "пропитать" ее всем, что дорого и близко главному герою. Часть съемок провели в Осетии, задействовали в ленте двух наших актеров – Вадима Цаллати и Ацамаза Байкулова и даже в саундтрек фильма включили осетинскую колыбельную "А-ло-лай". Что касается исполнителя главной роли, то уже через несколько минут после начала фильма в нем сложно узнать комедийного актера или ведущего развлекательных программ. О внешнем соответствии героя прототипу можно судить даже по афише – оно очевидно. В фильме же это сходство еще и в осанке, в походке, в мимике. Нагиев даже говорить старается с особенностями дикции Виталия Калоева. Насколько это все у него получилось, судить зрителю, но даже тот факт, что ради этой роли актер похудел на 8 килограммов, говорит о том, как серьезно он подошел к подготовке.
Режиссер фильма Сарик Андреасян рассказал, как случилось, что исполнителем главной роли был выбран именно Дмитрий Нагиев: "Я долго размышлял о том, кого пригласить сыграть Виталия Калоева. Драматических актеров в России много, хотя мы рассматривали не только российских. Но мне хотелось чего-то особенного, неожиданного. И вот однажды, просматривая в очередной раз фотографии актеров, я увидел Дмитрия Нагиева, и меня будто пронзило: "Это ведь он!" Было 2 часа ночи. Я написал Дмитрию смс: "У меня есть для вас сценарий. Это должно быть что-то особенное. Прочтите, пожалуйста" и скинул текст. Прошло полтора часа. В 3:30 я получил от Нагиева смс: "Я плачу…" Позже Дмитрий задал мне только один вопрос: "Чего от нас ждут?" Я сказал: "Ни от меня, ни от тебя никто ничего ждет. Поэтому давай сделаем это так, чтобы показать: мы не зря учились своей профессии".
Съемки продолжались более года и были, по словам Вадима Цаллати, исполнившего одну из ролей в картине, уникальными по своей атмосфере: "У меня довольно большой опыт работы в кино и могу сказать, что традиционно съемки – это такой шумный экшн с экспрессией режиссера и актеров, с восторженными или недовольными возгласами. Съемки "Непрощенного" отличались тишиной. Все разговоры – на полутонах, все эмоции – приглушенные. Мало слов, много чувств. Все были погружены в трагедию простого, добропорядочного человека, на месте которого мог оказаться любой из нас. И это трепетное отношение съемочной группы к теме, о которой повествует картина, заметно, на мой взгляд, в каждой сцене, в каждом кадре".
После фильма своими впечатлениями поделился Александр Тотоонов: "Я раньше, видимо, сильно ошибался, когда считал, что драма в кино – это когда плачет герой. Фильм по-настоящему драматичен, когда даже самые скупые на слезы зрители, к каковым я себя и относил, не в состоянии сдержать эмоции. Трудно осознать, что же все-таки важнее для восприятия – личное знакомство с Виталием Калоевым, невольное участие в его судьбе или ясно читаемый отголосок древних и суровых горских адатов? Может быть, и то, и другое, и третье. Может быть, еще что-то неосознанное по горячим следам. Но главное все же – это боль человека, которую ты чувствуешь, страдания, в которые ты невольно втягиваешься, и сострадание, которое охватывает весь зрительный зал. И тогда четко понимаешь, что совесть – это боль, а боль – это совесть, и именно они – нравственные наставники наших душ и сердец. И слава богу, в каких бы отношениях мы с ним ни были, что не все в этом подлунном мире заменяемо, продаваемо и забываемо..."