– В детстве я не мечтала стать актрисой и не думала, что когда-нибудь переступлю порог театра, но в самодеятельности в школьные годы участвовала. Меня увлекла Зина Хадикова. Я хорошо играла на гармошке, ходила на танцы, но все это – на уровне увлечения. Как-то к нам приехал Руслан Гудиев, завклубом, помню, как стояла на стуле и декламировала стихи, а он слушал. По окончании школы мой двоюродный брат Жора Ходов, помощник режиссера, актер, заслуженный артист республики, предложил мне пойти поработать в Осетинском театре гармонисткой для массовых сцен. Мой строгий отец задумался, но наутро сказал: "Пускай идет". Серафима Икаева послушала, как я играю, потом меня повели на просмотр к Зарифе Бритаевой. Голос у меня был слабый. "Открой окно и кричи туда", – сказала она мне. Так меня взяли во вспомогательный состав театра.
Через несколько месяцев в 1956 году Земфиру зачислили в штат. Играла поначалу эпизодические роли в спектаклях "Мария Стюарт", "Навстречу жизни", вместе с Розой Бекоевой выходила в массовках. Чуть позже предложили роль со словами в "Матери сирот": "Я тогда заплакала, причем искренне. Борис Иванович Тотров – один из тех, кто стоял у истоков Осетинского театра, похвалил меня и после этой работы стал всячески помогать, к тому же молодежи в послевоенные годы в театре почти не было".
Земфира Федоровна хорошо помнит, когда в 1943 году пришли немцы. Пятилетней девочкой она попала под бомбежку и, к счастью, выжила. Отец будущей актрисы сначала был партизаном, потом служил радистом и, к радости семейства, вернулся с войны.
"Итак, здравствуй, 1958 год. А встретим его, принимая гостей из Кабарды. Мы приютили у себя "Хаджигуассу" ("В одной семье") – пьесу Аскерби Шортанова, премьера которой состоялась 15 февраля. На родине эту пьесу ставили как лирическую драму. Мне же показалось, что она, по сути своей, комедия. Поэтому я акцент сделал на старуху по имени Хадзыгуасса и переименовал пьесу (с разрешения автора) по ее имени "Хадзыгуасса". Роль этой старухи я поручил незаслуженно отодвинутой от активной актерской работы, очень яркой характерной актрисе Тамаре Николаевне Батаговой. Роль Фатьмы, ее внучки, я поручил девочке, пришедшей к нам после школы-десятилетки, Земфире Галазовой. Что из этого получилось, пусть скажет пресса: "…Земфира Галазова всего 2 года назад закончила среднюю школу и поступила во вспомогательный актерский состав осетинского театра. М. Цаликов, всегда уделяющий большое внимание молодым актерам, и на этот раз решил испытать способности начинающей артистки. И он не ошибся. Земфира, направляемая умелой режиссерской рукой, с помощью товарищей упорно работала над образом юной, обаятельной девушки-комсомолки Фатьмы…" – так напишет позже в своих воспоминаниях Маирбек Цаликов.
"Каждый день кроме понедельника мы играли по три спектакля. Пьеса имела бешеный успех, после премьеры ко мне подходили зрители с моим фото и просили дать автограф", – вспоминает актриса.
В спектакле "Две свадьбы" одну из ведущих ролей доверили Земфире Галазовой. В театр потянулась молодежь, еще несколько человек пришли работать в труппу. Одним из самых ярких ребят был Костя Бирагов, он и начал настаивать на том, что нужно учиться. "А что мне учиться, я и так главные роли играю", – самонадеянно сказала я тогда. Но потом на эту тему со мной снова заговорила Роза Бекоева, с которой мы дружили, жили в одной комнате в общежитии. Как раз в тот период шла Декада осетинского искусства в Москве, мы с Розой обратились к министру культуры Максиму Цагараеву. Он помог нам, мы получили целевые места – я поехала в Москву, в Щукинский институт, учиться на актрису, а Роза – в Ленинград на режиссера", – делится Земфира Федоровна.
В столице девушка и встретила свою судьбу. "Сначала в Москву приехала я, потом Костя Бирагов, Бибо Ватаев, еще чуть позже – хореограф Казбек Тотоев. При МГУ у нас был ансамбль, где я была гармонисткой, а мой будущий муж в этом коллективе танцевал. Жили очень дружно, все праздники отмечали вместе. К окончанию института я уже ждала первенца. Мой супруг выучился на врача во Владикавказе, где мы и остались впоследствии жить".
По возвращении из Москвы актриса год поработала в Русском театре, а потом перешла в Осетинский. Вместе с Бибо Ватаевым выпускница "щукинки" сыграла в "Легендах о любви" Ю. Гаглоева, пьеса имела огромный успех. "Театр стал моим вторым домом. Хочу заметить, что работала я с основоположниками театра и считаю это большим счастьем. Если смогла хоть что-то дать своим студентам, то это благодаря тому, что видела, как работали и относились к делу корифеи сцены, такие как Тхапсаев, Каллагов, Икаева", – отмечает Земфира Федоровна.
Одновременно с насыщенной театральной жизнью Земфира Галазова снималась в кино ("Так рождается песня", "Легенда горы Тбау", "Загадка кубачинского браслета", "И оглянулся путник", "Ласточки прилетели" и др.), работала на телевидении и радио. Был в ее жизни период, когда она трудилась в кукольном театре, где поставила два спектакля, еще несколько пьес – в районных дворцах культуры Ардона и Хумалага. За всю свою творческую карьеру Земфира Галазова сыграла около 60 ролей. "Я – лирическая героиня, и хотя мои персонажи похожи, всегда нужно было отыскать что-то новое. Хотя были и роли, которые я не любила, но тем не менее старалась этого не показывать. Я играла почти во всех пьесах Гаглоева, много ролей сыграно в пьесах Хугаева, Саламова, Гогичева, Плиева, из русской и зарубежной классики – Чехова, Островского, Шекспира…"
В 1991 году, завершив театральную карьеру, Земфира Федоровна стала преподавать сценическую речь на факультете искусств СОГУ, где проработала около 10 лет. Ее доступная методика обучения нравилась студентам. Многие ее выпускники плодотворно работают на сценах театров республики. Земфира Федоровна – одна из самых активных участник" проекта "Учимся говорить по-осетински". В клубе любителей осетинского языка, организатором которого стал директор североосетинского радио "Алания" Алекс Битаров, бесплатно занимались все желающие.
Несмотря на огромную занятость, Земфира Галазова всегда оставалась внимательной дочерью, заботливой матерью и супругой, а теперь – и бабушкой семерых внуков и четверых правнуков.
Ей всегда есть чем себя занять. Даже находясь на пенсии, Земфира Федоровна неустанно что-то создает. И если раньше она постоянно всех "обвязывала", то теперь коллеги и друзья носят сделанные ее добрыми и заботливыми руками браслеты, серьги и кольца из бисера, которые складывают в оригинальные самодельные шкатулки.
В завершение встречи Земфира Федоровна зачитала отрывок из своих воспоминаний, из которого мы узнали, что в перерывах между спектаклями она успевала еще и пироги печь. Словом, талантливый человек талантлив во всем… Вот и в день юбилея за столом соберутся близкие и родные люди, чтобы поздравить дорогого сердцу человека с юбилеем. Редакция "СО" присоединяется к поздравлениям в адрес Земфиры Галазовой. Долгих вам лет!