[B]Трогательное единодушие наблюдается в немногих вещах. Скажем, творчество только что отметившего 65-ю годовщину своего рождения Валерия ГЕРГИЕВА признается великим ну никак не менее чем 95 процентами населения. При этом приблизительно 95 же процентов вряд ли когда-либо бывали на концертах маэстро. [/B]
Гергиев прославлен во всем мире своими интерпретациями Шостаковича и Прокофьева. Между тем любимый многими в Осетии тов. Сталин еще в 1946 г. заклеймил их творчество позором, назвав "сумбуром вместо музыки"... Я уж и не говорю про музыкальных постимпрессионистов Равеля или Дебюсси, которых сближает с миллионами слушателей та же гергиевская волшебная дирижерская палочка ... Скажите, вам нравится Дебюсси в исполнении оркестра под управлением Гергиева, дорогие мои земляки? А скрябинская "Поэма экстаза"?
Памятники, или "просто" скульптурные изображения, ставят разным людям и по-разному. Не счесть случаев, когда скульптурные и нескульптурные портреты отторгались современниками (то есть их агрессивно-активной частью), а позднее входили неотъемлемо в мировую культурную сокровищницу. Бывало, наверное, и иное... Как многие, в том числе и творцы, и критики, клеймили позором ныне совершенно классические изображения Пушкина работы Олега Комова, решетниковского Высоцкого, клыковского маршала Жукова ... В общем, критикуемо все, и это правильно.
Главное, не торопиться реализовывать критику. Пусть подвергаемая кем-то сомнению работа постоит еще немного. Лет двадцать. Может, изменится вкус публики, прибавится терпимости у населения?!
Аргументы типа "фамилия против!" звучат крайне странно и сомнительно. Была ли какая-нибудь фамилия против и тогда, когда ее не самые лучшие представители насильственно лишали жизни Ольгу Левановну Кайтмазову-Хетагурову?
В разные исторические эпохи цари и короли ставили монументы себе и своим предкам и чтобы не ошибиться в качестве, заказывали их тем, кто считался вполне профессиональным, достойным выполнить работу. В наше время Владимир Борисович Соскиев, безусловно, является таким мастером.
Очень рано ушедший от нас Лазарь Тазеевич Гадаев как-то получил заказ от правительственной комиссии одной маленькой и горной, но гордой республики. Надо было увековечить образ классика республиканской литературы. Работа в глине впечатляла! Классик представал значительным и мудрым. Но, к несчастью для неизбалованной культурными редкостями горной столицы, памятник на ее главной площади не появился. "Зарубила" воистину классную работу вдова литератора, обидевшаяся на складки пиджака. Что люди скажут?! – причитала безутешная женщина, – подумают, что я его из дома выпускала в невыглаженном костюме!" Комиссия испугалась вдовьего вопля и макет не утвердила.
В Осетии много разных Коста: есть тавасиевский, есть тоже монументальный, но при этом совершенно иной в Наре, есть Коста в Лабе, бюст Коста стоит уже лет эдак 40 через 50 метров от соскиевской работы, в тени деревьев одноименного парка. Каждому поклоннику поэта есть из чего выбирать, есть куда приносить цветы. Уверен, что таких мест будет с годами больше. И это – очень правильно и хорошо.
Коста велик именно потому, что у каждого он свой. Читайте Коста!