[B]…Когда совсем еще молодые, начинающие актеры, очень искренне и очень доверительно, настежь распахнутые режиссеру и зрителю, пробуют себя на сцене в классике – это всегда интересно. Когда классика – советская, принадлежащая перу одного из самых известных и популярных отечественных драматургов-"шестидесятников", а занятым в такой пьесе актерам, родившимся на рубеже "лихих" 1990-х и 2000-х, по 20 – 20 с небольшим лет – это интересно вдвойне. [/B]
А потому премьера комедии Виктора Розова "В добрый час", поставленной студентами актерского отделения факультета искусств СОГУ под руководством доцента кафедры театрального искусства, народного артиста РСО–А Алана Албегова, которая состоялась на сцене ДК СОГУ 27 апреля, собрала в зрительном зале не только педагогов, родителей и однокашников ребят, играющих в этом спектакле. Но и тех владикавказских театралов, кому далеко не безразлично, какая она – молодежь, обучающаяся на этом отделении, которая завтра-послезавтра пополнит труппы государственных театров Осетии? На что способна? Насколько она яркая, талантливая, умеющая дерзать и креативить?..
Сослан Тедеев (Петр Иванович Аверин), Фатима Хосонова (Анастасия Ефремовна Аверина), Тамерлан Гуцаев (Андрей, младший сын Авериных), Руслан Гагиев (Аркадий, старший сын Авериных), Заур Рамонов (Алексей, племянник Авериных), Орнелла Бясова (Галя Давыдова), Сослан Гагулаев (Вадим Развалов), Инна Рябчикова (Катя Сорокина), Агата Хугаева (Маша Полякова)… Имена второкурсников и третьекурсников актерского отделения СОГУ, занятых в спектакле (художественные руководители курсов – народный артист РСО–А Владимир Карпов и заслуженный артист РСО–А Александр Битаров), публике Владикавказа стоит запомнить: пока это – "подающие надежды молодые дарования", но, возможно, уже через несколько лет республика заговорит об этих юношах и девушках как о "перспективных молодых актерах с очень многообещающим потенциалом". А сама пьеса Виктора Розова, свою версию которой режиссер спектакля Алан Албегов и его "команда" вынесли на суд зрителей, в середине 1950-х – начале 1960-х в стране гремела. Впервые ее поставил в 1954-м в Москве, на сцене Центрального детского театра (ныне – Российский академический молодежный театр), Анатолий Эфрос, а блистали в его постановке совсем молодые тогда Олег Ефремов, Олег Анофриев и Лев Дуров. В 1956 году пьесу эту экранизировал на киностудии им. М. Горького Виктор Эйсымонт, трижды лауреат Сталинской премии, а Андрея Аверина сыграл в его фильме Леонид Харитонов – "звезда" знаменитой кинодилогии про солдата Ивана Бровкина. "Розов вывел на сцену молодого героя-современника, обаятельного, непосредственного, ищущего, а главное – живого", – так объясняли причину громкого успеха комедии "В добрый час" советские критики, а критики сегодняшние сравнивают ее центрального персонажа, Андрея Аверина, ни много ни мало, с сэлинджеровским Холденом Колфилдом.
Сам ее сюжет вроде бы и несложен: в профессорскую семью москвичей Авериных приезжает из-под Иркутска племянник Алексей, собирающийся поступать в столичный вуз. И знакомство с этим прямолинейным и чистым парнем из сибирской глубинки заставляет его двоюродного брата Андрея, которого любящая мама тоже как раз собирается пропихнуть по блату в "Бауманку", на ох как многое в своей жизни посмотреть иными глазами. Круто ее изменить, попробовав поискать в ней дорогу, которая будет "только его" дорогой. И заявить близким людям, отнесшимся в итоге к этому его решению с уважением: "Ну разве это самое важное, кем я буду? Каким буду – вот главное!.."
"Сегодняшняя молодежь – это, конечно, дети иного времени. Она и общается уже совершенно по-другому: в гаджетах, в соцсетях. И реалии жизни тогдашних ее сверстников для нее – может быть, где-то даже экзотика. Но проблемы, которые поднимаются в этой пьесе – те же, что волнуют и нас сейчас: непростые взаимоотношения отцов и детей, дружба, любовь, проблема выбора молодыми жизненного пути", – так отвечает на вопрос: "Почему именно Розов и именно эта вещь?" сам Алан Албегов. Кстати, происходящее на сцене режиссером все-таки слегка "осовременено": судя по тому, что молодые героини носят мини, профессорскую квартиру украшает кассетный магнитофон, а одним из музыкальных рефренов спектакля стал знаменитый хит группы "Scorpions" "Ветер перемен", перед нами – никак не 1950-е, а, скорее, начало 1980-х. Но, собственно, это в спектакле – совсем не главное. Главное в нем – действительно злободневные до боли и ничуть не устаревшие "вечные" вопросы, над которыми он предлагает задуматься молодому зрителю: как жить? какие цели и ориентиры в жизни выбирать? а как быть, если ты, 17–18-летний, вдруг понимаешь, что нет у тебя вообще никакой цели, которой хочется гореть, и ты просто плывешь бездумно по течению жизни? и тебе от осознания этого становится страшно?..
Овации, которыми наградил зал в финале вышедших на поклоны молодых актеров, рассказавших со сцены эту историю азартно, взволнованно и на одном дыхании – наверное, лучшее свидетельство: спектакль получился. А его постановочная "команда" в свою очередь тепло поблагодарила за поддержку и помощь в работе над этим проектом руководство факультета искусств СОГУ, своих единомышленников и друзей с других факультетов, а также из СКГМИ, Республиканского колледжа культуры и Республиканского лицея искусств. "В добрый час!" – это напутствие не только героям спектакля, но и занятым в нем студентам", – улыбается Алан Албегов. И эти три слова в адрес ребят тоже хочется с удовольствием повторить…