[B]Одним из свежих указов Президента РФ Владимира Путина, принятых к исполнению уже новым, еще только формирующимся кабмином, стало разделение уже теперь бывшего Министерства образования и науки РФ на два ведомства: Министерство просвещения и Министерство высшего образования и науки.[/B]
У такого решения нашлось немало сторонников, преимущественно – в научной среде. Так, представители РАН считают, что создать отдельное ведомство, которое бы отвечало за науку, высшее образование и высокие технологии, вполне разумно, это позволит объединить разрозненную сферу науки.
Кроме создания двух новых министерств, появится и отдельное Агентство по надзору в сфере образования. Оно будет подчиняться напрямую правительству.
О перспективах разделения федерального образовательного органа своим мнением с "СО" поделился ректор СОГУ Алан Огоев:
– "В большинстве крупных стран мира "школьное" министерство отделено от "вузовского" и "научного". Для России ситуация тоже не новая. В 1990-х годах было два министерства: просвещения и госкомитет по науке и высшей школе. Плюсы и минусы изменений, безусловно, зависят от лиц, стоящих во главе ведомств. Реформа позволит более персонифицированно работать с каждой ступенью образования. Это два центра конкретной ответственности с более четким функционалом.
Решение это действительно назрело — так, у современной педагогики расширился круг стоящих перед ней проблем, вызовов. Сегодня есть очень много задач, которые связаны с ранним развитием детей, особенностями становления. С другой стороны, то, что касается высшего образования, науки, технологий, также требует отдельного регулирования. Здесь речь идет в первую очередь о задаче быть глобально конкурентоспособными.
Процесс разделения минобра и науки на два отдельных ведомства требует основательной проработки. Скажем, профессиональное образование оказалось разделенным. Подготовку рабочих специалистов будет регулировать Министерство просвещения РФ. И мы надеемся услышать объяснение, почему этим вопросом не занимается Министерство науки и высшего образования.
Положительным является переход Рособрнадзора в подчинение правительству. Инициатива сделать независимым орган, контролирующий образование, правильная. Считаю, новое миннауки сможет уделять больше внимания взаимодействию вузов и научных институтов. Наука нуждается в притоке новых кадров, а высшая школа — в аспирантуре и на старших курсах – как раз ведет обучение через научную работу.
Однозначно говорить о положительных или отрицательных сторонах разделения функционала можно будет лишь с течением времени, причем за результатами нужно будет следить не только на федеральном уровне, но и на региональном. Ведь в большинстве субъектов России эти два профиля объединены в общие министерства образования и науки. Немаловажными показателями работы остаются и компетенции тех руководителей, кому доверят работу в новых госструктурах.
Ну и, наконец, видимо, главное. На сегодняшний день все учреждения дошкольного и среднего школьного образования находятся в подчинении муниципалитетов и субъектов Федерации. Как именно будет осуществлять свои функции новый Минпрос РФ и какими они будут? Вопрос пока что висит в воздухе.