В сентябре 1893 года в Осетию приехал Великий князь Георгий Александрович Романов – младший брат Николая II.
Георгий Александрович родился 27 апреля 1871 года в Царском селе. Был вторым сыном Александра III и Марии Федоровны. После смерти отца в 1894 году как первый в очереди на наследование российского престола носил титул цесаревича. Георгию прочили карьеру на флоте, пока он не заболел туберкулезом.
По решению врачей Великий князь уехал на Кавказ и поселился в Абастумани, славившемся целебным воздухом.
О жизни Великого князя в Грузии известно мало: все изученные источники сообщают, что Георгий Александрович занимался учебой, посещал лечебные процедуры, ездил по окрестностям, а также принимал навещавших его родственников.
Принято считать, что Великий князь покидал свою резиденцию крайне редко. Тем любопытнее история его визита в Осетию и в Дагестан. В статье газеты "Терские ведомости" от 10 сентября 1893 года в разделе городских известий мы находим информацию, что командующий войсками Кавказского военного округа генерал-адъютант С.А. Шереметьев 8 сентября в 3 часа дня отбыл с экстренным поездом на станцию Дарг-Кох для встречи Его Императорского высочества Великого князя Георгия Александровича, откуда тот в сопровождении Шереметьева, генерал-лейтенанта Коханова, а также других особ отправился по Петровской ветке Ростово-Владикавказской железной дороги до моста на реке Аргун близ села Устар-Гордой. Далее Великий князь должен был проследовать экипажем до озера Эзен-Ам, а оттуда – в Дагестанскую область. При этом сообщалось, что высокий путешественник соизволил принять от общества Владикавказских железных дорог обед в Дарг-Кохе и завтрак в Устар-Гордое. Также он намеревался посетить Владикавказ в середине октября – на обратном пути из Дагестана. Подробности визита описаны в воспоминаниях журналиста Николая Шаврова, сопровождавшего Великого князя в путешествии. Вот что он пишет: "7 сентября мы перевалили через Главный Кавказский хребет. До высшей точки дороги, первые извилины которой можно распознать сквозь нависший над всей местностью туман, всего 4,5 версты. Сыро и холодно. Погода ли, суровая ли дикость окружающей природы и сознание, что мы забрались куда-то далеко за пределы обычной людской жизни, но всем нам было как-то не по себе. В 9 часов мы молча расселись в поданные экипажи и тронулись в путь. Через несколько минут колеса загремели по камням расстилающейся у подножия Адай-хох морены". Менее чем через час тяжелого для конных повозок спуска с перевала делегацию встретили начальник Терской области генерал-лейтенант Коханов, уездное и железнодорожное начальство, которое прибыло к приюту на перевале в сопровождении казаков Сунженско-Владикавказского полка. После торжественной встречи кортеж Великого князя тронулся дальше.
"Мало-помалу мы спустились из поднебесья и начали проезжать через некоторые аулы, – описывает Шавров спуск в долину, – в одном из которых Его Высочеству была поднесена хлеб-соль. На саклях всюду были развешены ковры и развевались флаги. Но какие? Голландские, французские и фантастические. Попадались и русские, прибитые к древку или вверх ногами, или полосками параллельно с ним. Усердия было много, но впечатление было только пестрое. Очевидно, низшие органы волости, под руководством которых аулы разукрашивались, либо сами не твердо знали национальных цветов и расположение их на флаге, либо, что извинительнее, страдали дальтонизмом".
Завтрак высоких гостей состоялся близ села Цми. Но чем же кормили Великого князя?
"Внутри красиво убранного коврами и гирляндами навеса, закрытого с трех сторон, помещался длинный стол, уставленный приборами и всевозможными яствами. Шашлыки из барана и тура, сыры местного изделия, превосходные груши – все это с азартом уничтожалось проголодавшимися путешественниками, – пишет Шавров. – Пока мы завтракали, осетины и осетинки в праздничных нарядах расположились вокруг навеса широким полукругом, и пошли танцы".
Покинув гостеприимное село, путешественники пересекли реку Ардон по железному мосту между селами Верхний и Нижний Зарамаг, качеством и красотой которого они остались весьма довольны. Переночевав в урочище св. Николая, что у въезда в Цейское ущелье, путешественники проследовали в с. Нузал, где в знаменитой часовне священником Садонского рудника был отслужен молебен.
Возле селения Биз Великого князя встречала делегация рабочих рудников, которые преподнесли Георгию Александровичу хлеб-соль.
К вечеру кортеж добрался до Алагирского завода, где главный путешественник вместе с начальником завода осмотрел образцы серебряно-свинцовой руды, а также посетил краткую экскурсию по заводским цехам. О чем говорили директор завода и Великий князь, осталось неизвестным, но визит Георгия Александровича "оживил" и Алагирский завод, и Садонские рудники, которые буквально через два года перешли в частную концессию и были полностью модернизированы.
В Алагире Великого князя встречала огромная толпа горожан. В саду дома батарейного командира был устроен прием для путешественников, который продолжался более двух часов. Следующей краткой остановкой стала станица Ардонская, где Георгия Александровича ожидали станичники во главе со "стариком-осетином, имеющим 105 лет от роду", и который, по заверениям летописца путешествия Шаврова, хорошо помнил еще Ермолова.
"Было около 5 часов, когда мы подъехали к Тереку, – продолжает Шавров. – Пошла суета около ожидавшего нас парома. Река в этом месте неширока – каких-нибудь 10 саженей. Великий князь и все мы вышли из колясок и тотчас же перебрались на другую сторону".
Однако переправа фургонов и поклажи не обошлась без сложностей: лошади одного из фургонов, испугавшись паромной переправы, понесли, и фургон обрушился в реку, где его понесло течением. Впрочем, поклажу довольно скоро вытащили, из людей никто не пострадал, хотя лошади захлебнулись, придавленные фургоном. Перебравшись на другой берег Терека, коляски Великого князя и свиты проследовали до станции Дарг-Кох, откуда поездом отправились в Дагестан.