Организаторами мероприятия выступили общество развития русского исторического просвещения "Двуглавый орел", республиканское министерство по делам национальностей, Северо-Осетинский госуниверситет и Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований имени В.И. Абаева.
В работе круглого стола приняли участие ученые, научно-педагогические работники, студенты, а также представители органов власти и общественных организаций. Кроме того, было широко представлено научное сообщество Республики Южная Осетия в лице ректора ЮОГУ В. Тедеева, историков Ю. Дзиццойты и Ю. Гаглоева.
Приветствия участникам адресовали глава Северной Осетии В. Битаров и архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид.
Министр по вопросам национальных отношений, историк А. Цуциев рассказал о примечательной археологической находке, сделанной при раскопках средневекового аланского катакомбного могильника у селения Даргавс в 2016 году – бронзовом нательном кресте с изображением Богородицы (Х–ХII вв.) Стороны креста имеют окончания в виде парных медальонов с изображением святых. Как отметил ученый, подобные кресты археологи находили исключительно на территории северокавказской Алании, и это позволяет сделать вывод о сложившейся здесь собственной традиции изготовления нательных крестов.
О защите христианских ценностей как составной части аланской (осетинской) культуры рассказал Вадим Тедеев. По мнению ученого, принятие христианства аланами стало цивилизационно образующим в развитии культуры наших предков. "Принадлежность части аланов-осетин к христианской цивилизации создала для них новые возможности для понимания своего места в мире, укрепила уже существовавшие и задала новые культурно-этические стандарты. Христианские ценности и мировоззрение принимались не какими-то племенами варваров, а народом, который имел свою развитую культурную традицию и опыт взаимодействия с передовыми культурами античного мира. Христианство не прервало историческое развитие аланов-осетин, а наоборот, обогатило. Вечные христианские ценности и наши национальная культура и традиции – вот прочная основа для развития и процветания осетинского народа", – отметил он.
Ведущий редактор пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси диакон Д. Асратян сделал обобщающий доклад о христианских святых аланского происхождения. Ученый подчеркнул, что пришло время учредить в календаре Русской православной церкви празднование Собора аланских святых. Кроме того, необходимо внести изменения в месяцеслов, в котором неправильно указано происхождение некоторых из них. Касаясь истории православия в Осетии в новое и новейшее время, Димитрий Асратян проинформировал участников встречи, что на прошедших в минувшем году Свято-Георгиевских чтениях было принято решение подготовить документы для начала канонизации просветителя Осетии – протоиерея Аксо Колиева.
Заместитель гендиректора Национального музея РСО–А, кандидат исторических наук Михаил Мамиев выразил недоумение по поводу телепередач, в которых отрицается влияние христианства на аланскую историю, что противоречит данным науки. Он сделал краткий обзор основных вех христианской истории Алании: проповедь Андрея Первозванного в I веке н.э., сведения античных авторов о христианском богослужении на родном языке, принятие христианства государем Алании и элитой, а затем и населением. Как отметил историк, начиная с Х века погребальный обряд в ней изменился на христианский, что свидетельствует о широком распространении этой религии в аланской среде. Кроме того, шло активное храмовое строительство. После походов Тимура в ХIV веке Аланское государство прекратило существование, вместе с ним исчезли и церковные институты, хотя Аланская епархия просуществовала до ХVI века, но уже вне Алании. В позднее средневековье аланское православие переродилось в так называемое народное христианство.
Большой интерес вызвал доклад заместителя исполнительного директора общества "Двуглавый орел" Артура Атаева "Формирование алано-христианской идентичности в российском социокультурном пространстве. Он акцентировал внимание на том, что в последние годы на Северном Кавказе развернулась борьба за так называемое аланское наследство, причем зачастую этот процесс подогревается внешними силами. В конечном итоге это может служить дестабилизирующим фактором для всего Юга России. Для эффективного развития в рамках общего российского социокультурного феномена Осетии – Алании необходимо предпринять ряд шагов для усиления алано-христианской идентичности, среди которых – научные исследования, издательская деятельность, проекты в сети "Интернет".
Вывод, который рефреном прозвучал во всех докладах, сводится к тому, что системное изучение исторических и религиозных фактов, связанных с крещением Алании, укрепляет осетинскую социокультурную идентичность и позволяет понимать современное мировоззрение осетинского народа в контексте этого явления. Без научного исторического подхода невозможно осознать и оценить духовное значение крещения Алании для Осетии и всего православного мира.
Изучение религиозных, исторических аспектов и социокультурных результатов этого явления открывает возможность для более глубокого понимания и эффективного моделирования исторических и социокультурных процессов в регионе.