[B]В древности день летнего солнцестояния был одним из важнейших годовых праздников, тесно связанных с культом солнца и земного плодородия, у всех славянских народов. Не исключение – и поляки, которых к 1914 году во Владикавказе проживало 1879 человек (в основном это были переселенцы из Варшавской и соседних с ней губерний, а также из Воронежской губернии, Малороссии и Прибалтики). [/B]
"К тому времени в городе сложилось компактное поселение поляков в районе от ул. Московской (современная Кирова) до ул. Госпитальной (современная Титова), а центр общины – "польский квартал" – располагался на ул. Евдокимовской (современная ул. Горького)", – пишет в монографии "Старый Владикавказ" доктор исторических наук Залина Канукова.
После принятия поляками в Х в. христианства этот праздник получил нового патрона – святого Иоанна Крестителя. День святого Яна – так он стал именоваться в Польше. Но есть у него и другие народные названия: Купалночка (звучащее очень близко и понятно русскому уху) и Собутка (от "собуток" – обрядовых костров, зажигавшихся в канун Янова дня: огонь для них добывали трением).
Янова ночь (с 23 на 24 июня), самая короткая в году, праздновалась в Польше в конце ХIХ – начале ХХ веков весело и ярко. "Красочным обрядовым действом было разжигание огней на холмах и пригорках, на выгоне, пастбище, на лугу или в лесу. Нередко для этого привозили зеленое дерево и вкапывали его в землю там, где намечали разжечь костер. Вокруг дерева укладывали хворост, зеленые ветки. Часто зажигали бочки со смолой, осмоленные колеса и обручи, – читаем у этнографа О. Ганцкой в сборнике "Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы" (М., "Наука", 1978). – Мальчишки с факелами бегали вокруг костра и по полям. Во многих деревнях через огонь прыгали не только мальчишки, но и парни и девушки". Была примета: если руки молодой пары во время прыжка не разомкнутся, это сулит ей счастье в любви и браке.
На воротах и дверях домов, хлевов и конюшен в канун Янова дня вешали как оберег от бед и дурного глаза пучки полыни. Ее сухие стебли бросали и в обрядовые костры. Считалось, что многие другие растения в этот день тоже обретают особую магическую и лечебную силу: зверобой (его поляки так и называют – "Щьвентояньское зелье"), мята, рута, камнеломка, чертополох, репейник, ветки и листья липы, клена, лещины… Верили, что в ночь на св. Яна в лесах и оврагах расцветает папоротник, и веселые поиски молодежью его волшебного цветка тоже были непременным атрибутом этого праздника.
В Купалночку купались в реке и ночных росах, чтобы приобщиться к благой жизнетворящей силе воды и "зарядиться" на весь год здоровьем, красотой и удачей. А девушки на выданье гадали о будущей судьбе, сплетая венки из полевых и садовых цветов, привязывая их к дощечке с зажженной свечой и пуская по воде. Если венок быстро отплывал от берега, плыл по стремнине ровно (а еще лучше – если его ловил милый сердцу парень), это, по поверью, сулило девушке скорое и счастливое замужество. И, наоборот, плохой приметой было, если свечка гасла, а венок переворачивался или тонул: это обещало гадавшей любовные и жизненные неурядицы.