Поскольку до конца 1905 г. продолжал действовать контракт на осуществление перевозок по Военно-Грузинской дороге, заключенный с Н.Х.Ибрагимбековой, ввести автомобильное сообщение предполагалось не ранее 1906 г. Однако жители Владикавказа смогли впервые увидеть это чудо техники намного раньше. Еще в сентябре 1901 г. состоялся автопробег между Владикавказом и Тифлисом, в котором участвовал автомобиль модели “Фрезе – 4.5 л.с.” Это был первый российский серийный автомобиль, созданный русским промышленником Петром Александровичем Фрезе.
А 19 сентября 1901 г. сам министр путей сообщения князь М.И.Хилков и сопровождавшие его лица выехали на трех машинах из Владикавказа по Военно-Грузинской дороге. Пробная поездка была признана удачной и удобной и должна была сыграть определяющую роль в окончательном решении вопроса об использовании автомобилей на многих трактах обширной Российской империи.
В 1906 г. регулярное автомобильное движение на ВГД не было открыто, как это планировалось первоначально. Для перевозки пассажиров и грузов продолжали использоваться омнибусы, дилижансы, кареты и телеги. Но уже в 1907 — 1908 гг. на дороге начали курсировать одиночные частные автомобили. Так, например, в 1908 г. С.П.Едигаров получил из-за границы четырехместный автомобиль, на котором была совершена пробная поездка из Тифлиса во Владикавказ и обратно. Из Тифлиса автомобиль отправился в час дня и в 5 ч.
прибыл в Млеты. После ночлега в 7 ч. утра автомобиль отправился из Млет и прибыл во Владикавказ в 12 ч. дня.
В июле того же года наместник Его Императорского Величества на Кавказе разрешил бельгийско-подданному инженеру П.Ф.Лево установить и эксплуатировать автомобильное сообщение между Тифлисом и Владикавказом. Однако инженер скоропостижно скончался, и в декабре аналогичное разрешение получил его сын, Альфонс Лево, который и открыл регулярное автомобильное движение по Военно-Грузинской дороге 24 мая 1909 г.
В первое время в обращении были два 12-местных пассажирских автомобиля 1-го класса. Во Владикавказе билеты продавались в гостинице “Гранд-Отель”. Стоимость проезда в один конец составляла 25 р., причем плата не сокращалась, если пассажир ехал только часть пути. А вся дорога от Владикавказа до Тифлиса занимала 12 ч. Альфонс Лево занимался автомобильным сообщением на ВГД недолго, только до января 1910 г.
С.П.Едигаров же стал использовать новейшие десятиместные и шестиместные автомобили, которые отправлялись из Тифлиса по понедельникам, средам и пятницам, а из Владикавказа – по вторникам, четвергам и субботам в 7 ч. утра. В 1912 г. автомобили Едигарова отходили из Владикавказа уже ежедневно в 8 ч. утра, а из Тифлиса прибывали в 6 ч вечера. Билеты продавались в гостинице “Париж”. Стоимость их снизилась до 22 руб. за билет I класса; билеты же II класса стоили 18 руб.
Пока решался вопрос об использовании автомобилей на Военно-Грузинской дороге, нашлись предприимчивые люди, которые не прочь были заняться автомобильными перевозками по городу. В октябре 1901 г. во владикавказскую городскую управу поступило прошение от тифлисского жителя Казакова о предоставлении ему права ввести в г. Владикавказе платную езду на автомобилях.
В 1910 г. среди жителей Владикавказа было только два собственника автомобилей:
купец Петр Григорьев и областной инженер Сергей Казьмин. Григорьеву увлечение автомобильной ездой стоило жизни. 27 мая 1912 г. вместе с купцом В. Прохановым и шофером он отправился на собственном автомобиле в Тифлис. Машиной управлял сам владелец. Как только проехали ст. Гудаур, руль автомобиля сломался и перестал слушаться. На полном ходу машина мчалась к пропасти. Проханов и шофер, рискуя разбиться, выскочили из автомобиля на ходу. Григорьев же, пытаясь остановить машину, не заметил, видимо, что подъехал близко к пропасти. Через мгновение машина с водителем полетела вниз. Поднятое из пропасти тело было уже бездыханным. На месте его гибели, на краю пропасти, решено было поставить памятник с портретом покойного.
Сегодня можно абсолютно точно назвать дату, когда в нашем городе произошло первое ДТП с участием автомобиля. Это случилось 1 июня 1910 г. Около 6 ч. вечера на чугунном мосту пассажирский автомобиль французского товарищества “Société anonyme française des transports automobiles du Caucase”, привезший из Тифлиса во Владикавказ несколько человек, разбил линейку у дрогаля Ядыкина. От столкновения незначительные повреждения получил и автомобиль.
Кстати, автомобили французского общества обслуживались французскими же водителями, которые проживали в Белявском переулке. В 1913 г. французское общество использовало для перевозок по ВГД уже 30 автомобилей. Переезд сократился до 10 ч. Пассажирский билет стоил 20 р., а багаж – по 2 р. за пуд. Машины отходили ежедневно в 8 ч утра от гостиницы “Гранд-Отель” на Александровском проспекте.
С 1911 года перевозками по Военно-Грузинской дороге на автомобилях занимался и молоканин г. Владикавказа Василий Соловов. Для этой цели он заказал за границей 4 автомобиля новейшей конструкции.
1 мая 1911 г. во Владикавказе было необыкновенно многолюдно и оживленно. Из Тифлиса прибыли 200 экскурсантов-иностранцев на 40 автомобилях. Такого скопления автомобильной техники владикавказцы еще не видели. Гости были размещены в четырех самых лучших гостиницах города, которые находились на Александровском проспекте, а в городском парке для них была подготовлена специальная праздничная программа.
…С тех пор прошло чуть более 100 лет, а автомобили уже давно и прочно обосновались в нашей жизни. И невольно приходят на память слова из некогда популярной песни ВИА “Веселые ребята”: “Автомобили, автомобили, буквально все заполонили”…