[B]Мариус Иванович ПЕТИПА, француз по происхождению, приехал в Россию в 1847 году и обрел здесь вторую родину, став известным на весь мир танцовщиком и балетмейстером. Имя М. И. Петипа знаменито еще и тем, что оно неразрывно связано с жизнью и деятельностью Петра Ильича ЧАЙКОВСКОГО, который бывал во Владикавказе 5 раз. [/B]
Корифей балетных постановок М. И. Петипа привил любовь к театральному искусству и своим детям: его сыновья и дочь стали профессиональными актерами. Один из сыновей – Мариус Мариусович Петипа – был любимцем владикавказской публики и срывал своими выступлениями у нас бурные овации. Его называли актером пленительной внешности: тонкие и выразительные черты лица, роскошная вьющаяся шевелюра и сверкающие огнем, быстрые, как молнии, глаза – все завораживало местных театралов.
Год 1898-й – особенный в культурной жизни Владикавказа. В газете "Терские ведомости" за 27 мая того года мы встречаем сообщение о том, что с 28 мая состоятся первые гастроли артистов Императорских театров М.М. и Л.П. Петипа. Театральный обозреватель И. Волков несколькими днями позже писал: "Публика довольно охотно посещает театр. Сборы, судя по летнему времени, для нашего театра недурные. Пьесы смотрятся с удовольствием. Веселые комедии и фарсы при артистическом исполнении очень нравятся нашей публике".
Чем же покорил сердца зрителей сын друга П. И. Чайковского? Критики отмечали в пьесе Мольера "Тартюф" великолепную игру всей труппы, но особенно Мариуса Мариусовича, чьи изящные манеры, прекрасная дикция и мимика производили неизгладимое впечатление на зрителей. Петипа с одинаковым успехом играл мольеровского ханжу и льстеца и молодого князя Дубровского. Особый успех имел водевиль "Гувернер", где Мариус Мариусович сыграл роль француза-гувернера Жоржа Дорси. Известный артист считался по праву одним из лучших ее исполнителей, более того, по признанию критики – это его коронная роль.
Каков секрет такого поразительного успеха? Актер во всех деталях передал истинно французский темперамент и только им присущий оригинальный жаргон.
На сцене городского театра Владикавказа М. М. Петипа вполне удалась роль и другого персонажа (в пьесе "Джентльмен") – купца Рыдлова, мнящего себя представителем прогресса, но на самом деле не порвавшего с отсталыми взглядами. Актер Мариус Петипа создал карикатурный образ, над которым потешалась публика и по достоинству оценила талант исполнителя. Недюжинное актерское мастерство показала во Владикавказе и жена М. М. Петипа Лидия Петровна Петипа (Евстафьева), проработавшая 27 лет в крупных провинциальных театрах. Многие женские роли она исполняла изумительно легко, мастерски владея искусством диалога, грима и перевоплощения. А ее мужу Мариусу в основном предлагали исполнять роли героев-любовников и фатов, хотя в реальной жизни он был заботливым мужем и строгих правил человеком.
В 1902 году артисты Императорского театра по приглашению вновь прибыли во Владикавказ, однако среди них уже М. М. Петипа не было по весьма простой причине – Россия ждала приезда французской эскадры. Для гостей готовился спектакль в Санкт-Петербурге. Лучшие артисты, в том числе М. М. Петипа, приняли участие в нем. Владикавказ тоже не остался безучастным к дням русско-французской дружбы. Силами артистов здесь поставили оперетту "Вице-адмирал".
А еще год 1902-й для театральной жизни Владикавказа знаменателен тем, что артист местного театра К.П. Пушкарев решил передать в дар С.-Петербургу принадлежащую ему шашку с гербом, короною и вензелем императрицы Екатерины первой. Этот артист был знаком и дружен с Мариусом Мариусовичем Петипа, который и оценил по достоинству холодное оружие как истинный сын француза и посоветовал передать его в столицу России.