Да, этот сектор тоже должен быть представлен, но более интересно формировать бизнес-среду, развивая эти средние и малые инициативы, которые могут потом вырастать до чего-то более глобального, особенно, если это технологические проекты", – у ректора Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова Алана Огоева большие планы, к претворению которых он идет шаг за шагом, договор за договором.
Разумеется, все задуманное может быть реализовано лишь при одном условии: при заинтересованности студентов вуза. Ведь именно они и являются теми, кто будет пользоваться результатами предстоящих нововведений и перемен, а также развивать их, доказывая, что это – не формализм.
В СОГУ сейчас идет работа по формированию и запуску стратегии развития университета на 5 лет. Ключевая задача – стать опорным вузом для развития региона. "Должен с благодарностью отметить, что активную роль в деятельности университета играет его президент Ахурбек Магометов, который реально переживает за настоящее и будущее вуза. Все его идеи, исторические справки, его наставничество очень помогают новой команде ректората", – рассказал Алан Огоев в беседе, в которой мы решили подвести некий итог завершающегося учебного года и узнать о планах на новый.
– СОГУ практически ежедневно звучит в новостной повестке республики, и, как правило, это исключительно положительные события: подписанные договоры, обмен опытом, победы в конкурсах и научные достижения. Но ведь каждый такой факт дает нечто большее, чем просто чувство удовлетворения от достигнутого?
– Разумеется. Вот в декабре мы выиграли конкурс приоритетного проекта Минобрнауки России – "Вузы как центры пространства создания инноваций" и получили статус университетского центра инновационного, технологического и социального развития региона. Этот статус не дает никаких финансов, но подтверждает, что те мысли и проекты, которые мы заявляем, действительно могут стать прорывными для той территории, где находится вуз. Идет взаимодействие университета с такими ключевыми партнерами, как Агентство стратегических инициатив, Университет НТИ "20.35", АСИ, МРСК. Участвуем в проектах в рамках национальной технологической инициативы по трем основным направлениям: это энергетика, пищевое производство и здравоохранение – проекты, которые разрабатываются именно учеными, для того чтобы выстроить взаимосвязь с реальным сектором экономики, с конкретным бизнесом. В рамках формата цифровой экономики мы создали в вузе проектный офис. Теперь к нему подключаются люди, работающие в этом направлении. Развивая этот сектор, мы открываем новый профиль подготовки – кибербезопасность и базовую кафедру "Лаборатории Касперского" на факультете математики и информационных технологий. Также сотрудничаем с управлением информационных технологий и связи в рамках технологических проектов на территории города: это и "Умный город", и "Умные сети". И здесь идет тесная связь между факультетами математики, информатики и физико-техническим.
– Как расставлены приоритеты в пятилетней стратегии развития университета?
– СОГУ должен развиваться по двум основным направлениям: естественно-научное и точное и социально-гуманитарное. И сейчас мы хотим поднять технологическую составляющую, которая станет драйвером для поднятия такого же технологичного производства на территории республики. Мы будем это делать через экономический факультет. У нас создан факультет бизнеса и управления, на базе которого находятся три кафедры – менеджмента, маркетинга, и новая – предпринимательства, сервиса и туризма. Стратегическими партнерами факультета являются Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства и банк МСП. На федеральном уровне прописан механизм поддержки малого и среднего предпринимательства через этот банк этой корпорацией.
И первый уровень нашей деятельности – обучение студентов, второй – это селекция талантливых ребят, у которых есть бизнес-инициативы и идеи, потому что экономика и бизнес – разные вещи. Корпорация разработала бизнес-навигатор, который позволяет нам как образовательной организации смотреть, какое направление в предпринимательстве сегодня можно развить и сколько денег на это нужно. А банк МСП в рамках нашего соглашения готов поддерживать людей, которые эту инициативу заявляли, после того как проекты пройдут определенную экспертизу. Как подспорье для формирования и реализации таких идей мы создаем на факультете и Центр молодежного предпринимательства.
Мы понимаем, что первокурснику сложно сразу прийти и начать писать проекты. Прикладной характер полученные знания обретают уже в магистратуре, поэтому мы стремимся довести долю магистрантов в университете до 30% от общего числа учащихся. Сначала на бакалавриате они получат базовое образование, поймут свою профориентацию под более узкое направление, а затем благодаря взаимодействию с реальным сектором экономики они будут писать проекты под конкретную отрасль и территорию. К примеру, для туризма как одного из основных кластеров развития нашей республики. Подобная практика уже существует в ВШЭ, Российской экономической школе, РАНХиГС.
В естественно-научном направлении наше внимание направлено на факультет химии, биологии и биотехнологии. При наличии собственного факультета стоматологии и фармации мы готовим сегодня очень востребованных специалистов. Мы стали единственным классическим вузом в числе 12 в стране, вошедших в химико-фармацевтический научно-образовательный медицинский кластер и сейчас будем пытаться развить фармацевтическое направление в Осетии. Много планов у нас и в области генной инженерии, где у нас на факультете велись исследования. Также в ближайших планах создание инжинирингового центра развития промышленных технологий в интересах сельскохозяйственного сектора как приоритетного для развития республики. Мы предлагаем более экономичную технологию производства благодаря наработкам междисциплинарного сотрудничества. Будем внедрять новые технологии и в перспективное направление работы с биоразлагающимися материалами. А уже сейчас можем показать первые результаты биохимической лаборатории, которая с Владикавказским научным центром проводит совместные исследования по гиалуроновой кислоте.
Говоря о гуманитарном направлении, мы понимаем, что столпами в формировании культуры являются факультеты русской и осетинской филологии и журналистики. Русский язык является достаточно интересным для иностранных студентов, российское образование становится открытым, и мы заинтересованы в том, чтобы как можно больше иностранцев поступали на наши образовательные программы. Сейчас мы говорим и об открытии совершенно нового направления – осетино-английской филологии, которое должно решить вопросы интеграции и подборки высокопрофессиональных специалистов. Новая кафедра появится на журфаке: это кафедра медиакоммуникаций и мультимедийных технологий, которая призвана научить студентов работать с современным поколением СМИ, правильно реагировать на вызовы и информационные войны. Как грамотно работать с аудиторией, подавать проблемные моменты, не вызывать агрессию и не раздувать скандалы. И именно этот факультет станет примером нового подхода, когда в первой половине дня студент получает классическое образование, а во второй – находит ему сразу же практическое применение.
Не могу не сказать о стратегически важном направлении исторического факультета как инструмента формирования внятной гражданской позиции, изучения сопряженных государств и территорий. Понимая это, мы открываем магистратуру по направлениям "Востоковедение" и "Зарубежное регионоведение".
– Есть измеримые цели, которых вуз должен достичь за счет всех этих преобразований?
– Рост числа студентов до 10 000 человек, магистрантов – до 30%, увеличение объемов научных исследований, которые будут выражаться в привлеченных финансовых ресурсах, рост заработной платы преподавателей и сотрудников вуза от совокупной этой деятельности. Да, мы хотим, чтобы университет стал одним из привлекательных работодателей в регионе, чтобы работать в нем было престижно не только по социальному статусу, но и по финансовому обеспечению. Это сложная задача, но она зависит от нас – наших ученых и преподавателей. Сегодня существует колоссальное количество фондов и грантов, в рамках которых мы можем выигрывать большие суммы и направлять их на зарплату ученых, занимающихся теми или иными процессами. У нас прошла встреча с председателем совета Российского фонда фундаментальных исследований академиком Владиславом Панченко, который обещал оказать содействие для участия в грантовых конкурсах по фундаментальным и гуманитарным направлениям.
Наука сегодня – для молодых, она позволяет зарабатывать, и выбирать нужно эти направления, за ними будущее. И чтобы правильно ориентировать детей, нам нужно интенсивнее развивать наставничество, увеличить свое присутствие в школе. Уверен, что эта работа станет более эффективной, когда решится вопрос объединения СОГУ и СОГПИ, что, несомненно, усилит наши совместные позиции.
– СОГУ всегда был кузницей педагогических кадров, но в нынешнее время это направление мало привлекательно для абитуриентов. Какие механизмы развития данного профиля у вас есть?
– Наша задача – качественно подготовить учителя, а задача правительства как республики, так и страны – сделать эту профессию привлекательной. Мы сегодня много требуем от школы, но соразмерно этому должны увеличить и объемы финансирования инфраструктуры школы и заработные платы педагогов.
– Вы сказали об открытости СОГУ для иностранцев. Но ведь международное направление в вузе всегда развивалось во взаимных направлениях.
– Да, с одной стороны, мы хотим довести цифру студентов из других стран до 1000 человек, тогда как сегодня их – около 200. Но мы планируем отправлять и наших студентов в иностранные командировки. Здесь ключевым аргументом является знание иностранных языков. Стоит заметить, что сейчас СОГУ платит немалые средства за доступ к современным библиотекам с разнообразной литературой по любому интересующему направлению, но все эти книги – на английском. Чтобы преодолеть этот барьер, мы создали культурно-языковой центр, где на льготных условиях во второй половине дня предлагаем всем желающим изучение иностранных языков. И, кстати, открыли направление подготовки – переводчик в сфере профессиональной коммуникации. А значит, у студентов есть возможность получить еще дополнительный сертификат.
– Разумеется, все эти устремления вплотную завязаны и на профессорско-преподавательском составе, повышению квалификации которых СОГУ теперь еще в большей степени будет уделять внимание. Но не окажется ли так, что предприятия республики – потенциальные работодатели выпускников вуза – не смогут их принять ввиду отсутствия площадки для работы высокотехнологичных специалистов?
– Так мы и должны формировать эту предпринимательскую среду. Если взять структуру валового регионального продукта, то примерно 80% его доли составляет торговля, а должно – производство, строительство, то есть секторы, которые позволяют экономике быстро развиваться. Без создания добавочного продукта невозможно развитие территории, потому что это является основой ее налогооблагаемой базы. И здесь важно, чтобы наши выпускники создавали рабочие места. Кроме того, на каждом факультете создан совет работодателей: не для того чтобы их присутствие носило формальный характер только на экзаменах, но и чтобы они забирали студентов на практику еще во время учебы. А если говорить о работе за пределами республики, то молодежь всегда уезжала – не только в поисках более высокой зарплаты, но и для реализации своих амбиций. И задача СОГУ – готовить таких специалистов, которые были бы способны трудоустроиться или создать рабочие места вне Северной Осетии и быть востребованными в любой точке земного шара.
А для такого уровня подготовки должны повышаться требования к самим себе. Когда мы перестанем писать научные статьи в журналы, которые никто не читает, то статус публикаций будет подниматься, и самооценка тоже. И это сразу почувствуют на себе студенты, которые тоже будут вовлечены в эту научную деятельность. У нас сегодня есть и возможности, и ресурсы. Нужно лишь встраиваться в научную повестку и работать над собой. Вы должны понимать, что каждое подписанное нами соглашение не носит формальный характер: за ним стоят люди, и будет происходить интеграция не вуза с вузом, а научного интереса конкретных ученых и исследователей.
– Можно сказать, что современному студенту очень повезло…
– Учиться в СОГУ будет сложнее и сложнее, но интереснее и интереснее. Огромная роль отводится самообразованию. Если студент не будет мотивирован, не будет стремиться получать дополнительные источники финансирования для своих разработок, не будет читать дополнительные книги, то сам по себе хороший результат не будет достигнут. И сегодня наш девиз: "Образование, основанное на культуре". Все-таки культура – наш фундамент. И СОГУ будет заниматься созданием духовной, культурной личности с богатым профессиональным знанием, способной к развитию на основе того, что она получила.