Но также удивительно, как преображаются наши люди, садясь за руль автомобиля. Словно у нас совершенно другие стандарты поведения для водителей, и обычные, общечеловеческие для них совсем не подходят. Растолкай и обгони других, нахами им, просигналь, чтобы знали, кто едет, проложи себе дорогу ну хоть на 3 метра дальше, даже если впереди стена машин. "Сделай всех" третьим рядом, поворачивая налево, и поставь свое авто поперек перекрестка, чтобы никто больше не мог проехать до тех пор пока ты не освободишь дорогу. Гордись своей крутостью, и плевать на то, что в это время окружающие вспоминают всех твоих близких родственников, начиная с матери.
Как водитель обычно успокаиваю себя: "Расслабься. Не обращай внимания". Но не всегда получается. Никак не могу отогнать от себя мысль о том, что у нас, возможно, нормально водить умеют не более пятой части от всех с правами водителя. Остальным только кажется, что они водители. Хотя некоторые из этой категории даже думают, что они вообще асы за рулем. Им не с кем себя сравнить, они нигде не видели и не видят нормального вождения. Я не знаю, чему сегодня учат в автошколах, но создается такое впечатление, что только умению держаться за руль и нажимать на педали. Потому что когда их ученики садятся за этот руль, они не знают элементарных правил рациональной, безопасной езды. И это явление настолько массовое, что у меня возникает вопрос: "А знают ли сами преподаватели этих школ те самые элементарные правила?"
Можно научить каким-то азам управления автотранспортом, абы как подготовить к сдаче экзамена, а если не хватает знаний, дополнить пробел деньгами. Но позже, глядя на манеры этих водителей, когда каждый мелкий штрих говорит о качестве их подготовки, как и о характере, можно сделать вывод о том, как и чему их учат. Какие навыки прививают, если, например, человек не знает, что при виде красного света светофора впереди нужно не газовать, а тормозить. Что при перестроении нужно не выпрыгивать из своего ряда, а выезжать, заблаговременно поворотником показав другим свое намерение. Что разметка полос движения наносится для того, чтобы ехать между линиями, а не по ним. Что не нужно на перекрестке пристраиваться к впереди стоящей машине на расстоянии полметра, хотя бы для того чтобы твой вентилятор не закачивал в салон чужие выхлопные газы, не говоря уже об увеличении шанса создать пробку.
Мне интересно, как в автошколы подбирают преподавателей и инструкторов. Ведь это тоже профессия, и не каждый водитель может учить других. Если в общеобразовательной школе не может преподавать человек без диплома педагога, в автошколах подход должен быть еще более требовательным, ведь речь о жизни и безопасности людей. Инструкторов и преподавателей нужно тщательно готовить, учить, экзаменовать и лицензировать. Нет лицензии – нет права на преподавание.
Когда большая армия водителей ведет себя на дорогах по-хамски, грубо нарушая правила, и при этом думает, что только так и нужно водить, кто-то должен разъяснять им их неправоту, штрафами и другими воспитательными мерами потихоньку выправлять эти навыки. Но поскольку этого на улицах Владикавказа не происходит, безнаказанность продолжает плодить нарушения и, опять же, хамство. Видимо, блюстители порядка боятся извечного "зардахудта". Если они сами знают эти элементарные правила, почему при виде явных нарушений отворачиваются в сторону или проезжают мимо? Некоторые инспекторы своим чересчур добрым отношением к злостным нарушителям и дорожным хамам просто подрывают авторитет этой службы. Может, поэтому у нас и развелось слишком много спорщиков с блюстителями порядка, хамящими уже самим инспекторам? Очень часто перед тем как предъявить свои документы инспектору, нарушитель начинает звонить своим корешам или покровителям: "Вот, мол, какой-то сержант или лейтенант посмел меня остановить". Тут же собираются друзья, и начинается прямое давление на блюстителей порядка, вплоть до угроз. Не все это давление выдерживают. И никто с этим ничего не делает.
Трудно представить такую картину в Европе или США. По информации от наших земляков, живущих там, в ответ на малейшее возражение или неследование требованиям инспектора, сразу же, без промедления, звучит команда: "Лицом к машине, ноги врозь, руки на капот!" Если это не образумит нарушителя, в ход идут наручники и даже спецназ. Никогда, ни при каких обстоятельствах, никаких споров с полицейскими не допускается. Говорят, себе дороже. Может, стоит пригласить один взвод европейских полицейских на пару месяцев? Как вы думаете, справятся они с блатными пацанами на старых развалюхах, которых наши уже много лет никак не могут приучить уважать других, соблюдать ПДД и элементарные нормы приличия? Не сомневаюсь, что справились бы. Ведь у них там нет зардахудта и излишнего цацкания с нарушителями. Нарушил – плати, не хочешь платить – заплатишь еще больше, не подчиняешься инспектору – в кутузку.
Как-то днем трое ребят заехали на проспект Мира против движения в районе ул. Кирова, припарковали свою "Ладу" поперек, почти перекрыв проезжую часть. Затем открыли двери, включили громкую музыку и начали непринужденную беседу с корешами на тротуаре. Издали со стороны ул. Джанаева показалась медленно приближавшаяся по проспекту машина ДПС, и одна женщина на остановке заметила: "Ну, сейчас им будет". ДПСники, подъехав к месту, притормозили, посмотрели на ребят, молча постояли минуту, с трудом объехали их машину и… повернули на ул. Кирова. Веселые ребята посмотрели им вслед и продолжили беседу. Мы тоже сели в трамвай и уехали. А на душе осталась горечь. Те инспекторы, наверное, в конце дежурства доложили начальству об оштрафованных за просроченные страховки водителях и отсутствии серьезных нарушений, а нарушители долго будут рассказывать друзьям, как могут себе позволить, мягко говоря, игнорировать ДПС.
В следующую субботу, проходя пешком по пл. Свободы, с удивлением увидел многочисленные черные следы-восьмерки на всей протяженности площади от автостоянки на месте бывшего "Октября" до остановки трамвая. Какие-то босяки модной среди молодых такой джигитовкой на колесах – дрифтингом – расписали всю плитку главной площади республики черными полосами от резины, нагло наплевав в лицо и правительству, и ГИБДД, и всем людям, обычно безучастно и молча взирающим на такие цирковые номера. И это происходит в месте не так уж и редко, в том числе, и в дневное время. Минут пять-семь сумашедшего визга дымящихся колес на площади, затем с гиканьем обычно уносятся в сторону пл. Штыба. Судя по обилию следов, на этот раз дрифтинг длился достаточно долго. Возможно, у полиции не хватает раций, не отработаны действия по локализации и изолированию таких нарушителей, и образумить пару юнцов у них нет никаких возможностей. Пусть шалят, балуются, дразнят высоких руководителей. Мужик не перекрестится, пока гром не грянет. Давайте подождем, когда грянет.
Подобные ситуации на улицах города приходится наблюдать достаточно много. Грубейшие нарушения ПДД зачастую проходят незамеченными для блюстителей дорожного порядка. Я уже не говорю о блокирующих движение остановках на узких улицах, как в районе Дворца пионеров. Понятно, что люди привозят и увозят своих детей, но неужели для этого так необходимо останавливаться у самого входа во дворец, перекрывая интенсивное движение? Неужели эти дети растают или сильно устанут, если остановиться на 50 метров дальше и дать им немного пройти пешком? Интересно спросить всех и в первую очередь ГИБДД, какими правилами разрешается парковаться в два ряда на трехполосной проезжей части, особенно в часы пик? И такие парковки у нас по всему городу. Проехать по некоторым улицам бывает просто небезопасно.
У нас весь центр города превратился в сплошную демонстрацию хаотичных парковок. Паркуются, как хотят, и где хотят. Попробуйте проехать наверх по узенькой ул. Церетели, не задев припаркованные машины. И никому до этого нет дела. А дальше что? Неужели непонятно, что одним эвакуатором проблему не решить? Количество транспорта все время увеличивается, а улицы не резиновые – шире не станут, и кто-то должен принимать сегодня какие-то решения.
Возвращаясь к поведению водителей за рулем, хочу напомнить им, а также инструкторам автошкол некоторые элементарные и общепринятые правила вождения и водительской этики, почему-то почти неизвестные в нашей республике. Хорошо, если и ДПСники тоже вспомнят их, а также поймут, что оставаться безучастными к грубым нарушениям этих элементарных правил – значит самим плодить эти нарушения и нарушителей:
– на перекрестке поворачивают со своего (влево – с левого, вправо – с правого) ряда, но никак не наоборот. Объезжая всех и поворачивая справа налево, вы грубо нарушаете ПДД, оскорбляете других водителей и делаете себя объектом "добрых" пожеланий. Говорят, что мысли материальны, и кто знает, не сбудутся ли эти пожелания в ваш адрес;
– поворачивая налево, не ставьте свою машину поперек на пути проезжающего прямо транспорта, создавая помехи всем. Они же не кенгуру и не могут перепрыгнуть через капот вашей машины;
– обгоны на регулируемых перекрестках в ПДД запрещены, но почему-то в нашем городе большинство водителей думает, что это самое подходящее место для обгона. А разъяснить им их ошибочность некому;
– въезжая на перекресток даже на зеленый свет, сперва дайте выехать с него тем, кто завершает движение через этот перекресток, и не создавайте затор. Вылез на забитый перекресток? Молодец! Теперь будешь стоять вместе со всеми вокруг;
– линии "Стоп" наносятся для того чтобы останавливаться перед ними, а не на них и, тем более не за ними, на пешеходной "зебре". У нас многие на красный выезжают на середину перекрестка и там ждут разрешающего сигнала светофора. Ни разу не видел, чтобы за это кого-то наказали. Видимо, в ПДД РСО–А это разрешается;
– раньше, в советское время, движение на перекрестке начинали на зеленый сигнал, позже стали рвать с места на красный-желтый, теперь потихоньку переходят на красный. Много опять развелось дальтоников, и, по моим наблюдениям, эта болезнь прогрессирует пропорционально уровню безнаказанности. Когда нет постоянного патрулирования улиц, такие нарушения сложно засечь. Они видны только самим участникам движения;
– у нас, к сожалению, не так много улиц с нормальной разметкой, наверно, без нее улица кажется шире. К тому же не нужно соблюдать рядность и, следовательно, не быть оштрафованным за зигзаги на проезжей. У городских властей краски не хватает на разметку, вот и ездим хаотично по широким улицам. Но там, где разметка все-таки есть, зачем пытаться ехать четырьмя рядами на двухполосной дороге, зачастую выезжая на встречную, особенно когда впереди перекресток или мост? Неужели вы думаете, что так быстрее? Сильно ошибаетесь. По опыту больших городов быстрее едут там, где все соблюдают рядность, один за другим, и не пытаются этот порядок нарушить. Иной раз маневры наших водил не могут быть объяснены обычным здравым смыслом. Например, когда тремя рядами пытаются завернуть с улицы Генерала Плиева налево – в одну полосу на улице Димитрова. И ведь, что интересно, многие действительно думают, что так правильно;
– привычка всегда спешить и ехать прыжками и виражами присуща нервным, неуравновешенным людям. Если вы не считаете себя таким, ведите свою машину спокойно и уверенно, не мешая другим и себе. В условиях нашего небольшого и насыщенного транспортом города никакая спешка и никакие виляния между рядами не ускорят вашего движения. Они только создают иллюзию быстрой езды и насилуют ваш автомобиль, уже не говоря об опасности таких маневров;
– если в час пик кому-то нужно вырулить со двора или со второстепенной улицы на главную, "придержите коня", дайте человеку выехать, ведь завтра в его ситуации можете оказаться вы, а он – на вашем месте;
– на нерегулируемых перекрестках или при неработающем светофоре транспорт проезжает не согласно размеру или крутости марки автомобиля и тем более не по степени наглости водителя, а по Правилам дорожного движения. Они очень просты. Вот только знают их не многие. Но этот пробел компенсируется другими качествами и поощряется бесконтрольностью и безнаказанностью. Когда светофор выходит из строя, инспекторов в радиусе километра не увидишь;
– садясь за руль, обратите внимание на ручку слева от руля. Она для включения указателя поворота, то есть для заблаговременного предупреждения других водителей о вашем намерении выехать на проезжую часть, повернуть или перестроиться. Пренебрежение этим сигналом создает серьезную опасность и для вас, и для других. Судя по поведению наших водителей, многие и не подозревают о наличии такого переключателя в своей машине, а инспекторы ДПС закрывают на это глаза. Подумаешь, какая мелочь;
– вождение автомобиля по загруженным улицам города – не компьютерная игра-авторалли, которую после проигрыша можно запустить заново. Каждый раз, когда вы несетесь на скорости, виляя из крайнего правого в крайний левый и обратно и при этом считаете ниже достоинства пользоваться поворотником, бог может не позволить вам начать игру заново. В правилах она называется "опасное вождение" и записана в пункте 2.7. под заголовком "Водителю запрещается". Не думаете о себе, подумайте хотя бы о безопасности других. Многие перевозят и детей;
– когда кто-то за рулем сажает на колени свое малолетнее чадо, проезжая по главным улицам, кайфует от того, как лихо ребенок крутит баранку, и уставшими от вчерашнего похмелья мозгами не соображает, что подвергает малыша смертельной опасности, кто-то другой, обремененный обязанностями, должен остановить такого и засунуть его водительское удостоверение… ну хотя бы в выхлопную трубу.
Мне приходилось видеть молодую даму, ехавшую по вечерней улице Владикавказской в крутой машине с годичным малышом на коленях и телефоном у уха. Малейшее происшествие, и дальше – срабатывание подушки безопасности с почти неминуемым убийством этого мальца собственной матерью. Когда-нибудь начнут вправлять мозги таким…?
– говорят, в Европе сигналить на перекрестке впереди стоящей машине считается дурным тоном, признаком невоспитанности и неуважения к другим. Когда мне сигналят сзади на красный-желтый сигнал светофора, всегда кажется, что человек очень сильно хочет в туалет и боится не успеть. А может, подогрев сиденья слишком сильно греет пятую точку;
– если запоздал с перестроением и очень нужно въехать на занятую полосу, вместо наглого выпихивания или подрезания других всегда можно опустить стекло и вежливо попросить соседа пропустить вас. Редко кто отказывает. А вы при этом сохраняете свое достоинство;
– если вы водитель маршрутки или такси, не думайте, что вы по совместительству еще и царь в этой машине. Не забывайте одну "мелочь" – пассажиры платят вам и содержат вас. И они, возможно, не хотят дышать дымом вашей сигареты, слушать вашу громкую музыку, трехэтажный мат или же наблюдать вас посылающими смс-ки за рулем. Каждый неопрятный, хамовитый водитель маршрутки рубит сук, на котором сидит, то есть приближает тот день, когда этому выгодному кому-то бизнесу положат конец;
– у нас в последние годы заметно прибавилось число водителей-женщин. Говорят, теперь модно дарить машины на день рождения. Это очень хорошо и говорит о росте благосостояния населения, хотя все почему-то жалуются на нехватку средств. Вот только создается впечатление, что для большинства женщин вождение авто и телефон у уха совершенно неотделимы. Очень редко удается увидеть даму за рулем вне обсуждения типа "А она ему что? А он ей?" Справедливости ради многие мужчины тоже им в этом не уступают. Мир давно пришел к мнению, что это очень опасно, и запретил пользоваться телефоном за рулем. Но до Осетии эти сведения еще, видать, не дошли, и за такие мелкие шалости никто не штрафует, даже маршрутчиков и таксистов при перевозке пассажиров. А жаль, ведь это действительно очень опасно.
Вот написал все, и сам задумался. А кому-нибудь это нужно? Поймут ли люди? Глаза ведь могут смотреть только наружу, себя они видеть не могут. Все ездят и абы как доезжают до места, хотя зачастую с проблемами и почти всегда с нервотрепкой.
Если мы все будем молча и безучастно созерцать все то, о чем я написал, очень скоро все встанем и пешком будет добираться до места быстрее, чем на автотранспорте.