Испокон веков в священную рощу приходили для того чтобы помолиться и попросить защитить родных и близких от невзгод и ненастий. Чтобы Всевышний принял молитву, человек должен прийти в святилище чистым как телом, так и душой. Лучше всего в течение нескольких дней не пить спиртное, нецензурно не выражаться, не ругаться, не есть свинину, курятину, воздерживаться от плотских утех.
В наше время у большинства проживающих в многоквартирных домах нет условий для жертвоприношений, и поэтому часто приходится все покупать в магазинах – мясо, сыр, пиво... Можно ли все это приносить на праздник в Рощу Хетага?
Известный историк-краевед Эльбрус Кантемиров говорит, что когда нет другого выхода, можно купить эти продукты за 1–3 дня до праздника, чтобы они хотя бы недолго побыли в доме. Но есть еще один момент, о котором необходимо сказать. Главная часть наших кувинæгтæ – 3 пирога. С покупными пирогами нельзя идти в Рощу Хетага.
В святилище нельзя приходить одетым в темное. Лучше быть в светлой, праздничной одежде. Не нужно стесняться надевать и традиционную национальную одежду. Наши деды и прадеды носили ее с гордостью. Нельзя появляться в Роще Хетага в спортивной форме, грязным, неопрятным и неухоженным.
Уастырджи – покровитель мужчин, в это святилище женщины раньше не ходили. Когда началась Великая Отечественная война и мужчины ушли на фронт, женщины, переступив через эти нормы, стали посещать его, чтобы просить лæгты дзуар о благополучном возвращении своих мужей, братьев, отцов… Война давно закончилась, и было бы правильнее, основываясь на ирон æгъдау, постепенно вернуться к этим нормам.
Сегодня в Рощу Хетага приходят многие женщины, и это объективная реальность. Дорогие наши женщины! Убедительно просим вас не приходить в Рощу Хетага в брюках, в слишком открытой одежде и без косынок. Не допускайте того, чтобы вам делали замечание.
В честь праздника устраивают и музыкальное представление, хъазт. Но в нем необязательно участие большого числа профессиональных танцоров и певцов. Веселье должно исходить от самих участников этого праздника. При этом лучше обойтись без танцев народов Кавказа и акробатических хореографических номеров.
Наши предки не приносили в святилища крепкие спиртные напитки. Испокон веков в них возносили молитвы осетинским пивом. И сегодня первая молитва за праздничным столом произносится с чашей пива. Для наших предков обращение к Богу и к святым было наделено особым смыслом. Его нельзя сравнивать с обычным застольем. Сакральность этого действа не увязывалась с аракой (хæйрæджы нозт). И если наша молодежь настойчиво просит вернуть эту традицию, то к ней надо прислушаться. Убедительно просим не приносить алкогольные напитки в святилище! За этим будет следить и полиция, у которой есть на это право (запрет распития крепких спиртных напитков в общественных местах).
Нельзя приносить и свечи. Эта традиция чужда для данного святилища, и не нужно пытаться ее внедрить. Кроме того, от зажженных свеч в летнюю жару может вспыхнуть пожар, и тогда дзуары фыдæх виновнику точно не избежать.
В дзуар наши предки никогда не шли с оружием, и сегодня это также должно быть непозволительным.
Говорят, что из Рощи Хетага нельзя ничего уносить, и это действительно так. Нельзя ломать ветви, срывать листья, брать с собой что-либо, принадлежащее ей самой. Но это совсем не значит, что нужно оставить там принесенные с собой бутылки или же остатки пищи, бумагу и целлофановые пакеты. Все это необходимо собрать и унести. Никакого мусора там после вас не должно остаться…
Несколько слов о пожертвованиях. Мысайнаг у наших предков был наделен особым смыслом, они не мерили его деньгами, которые еще каких-то 100 лет назад мало у кого были. Мысайнаг был своеобразным подтверждением того, что вознесли молитву с тремя пирогами. Металлические монеты (по одной на каждого мужчину в семье) предварительно мыли, очищали над огнем, затем заворачивали в вату или кусок белой материи. В таком виде и приносили в святилище. Сегодня традиция изменилась, и большинство приносят пожертвования грязными бумажными купюрами, которые прошли через сотни рук, в том числе, возможно, через руки наркоманов, убийц и других "грязных" людей. Такие деньги нельзя воспринимать как мысайнаг. Это обычные деньги, которые будут потрачены на какие-то вполне земные дела. Известно, что многие ошибочно думают, что чем больше денег пожертвуешь, тем больше тебе воздастся. Милость Бога и дзуар не покупается деньгами. Им не нужны ни ваши деньги, ни дороговизна или крепость напитка в стакане. Им нужно молиться с чистым сердцем и благими намерениями. Это самое главное.
Кто должен вознести молитву Богу с вашими тремя пирогами в святилище? Должны ли это непременно делать кувæг лæг или кто-то другой? Определенно, это должен быть мужчина, женщинам категорически запрещено произносить молитву в святилище. Кувæг лæг непременно должен быть чистым во всех отношениях.
…Конечно, каждый поступает так, как считает правильным. Но при этом мы не должны забывать о том, что основа ирон æгъдау – это уважение к обществу, и каждый человек должен соизмерять свои поступки с нормами и устоями этого общества. Как представители осетинского народа мы и сегодня не должны делать того, что многие поколения наших старших считали недостойным, постыдным и неприятным тому обществу, частью которого мы являемся.
Перед тем как ехать в святилище, нужно осознать, зачем вы туда едете, готовы ли к этому.
Хетæджы Уастырджийы хорзæх уæ уæд!