[B]В четверг Мариинский театр отметил свое 235-летие. А днем ранее на его исторической сцене с успехом прошел показ спектакля "Коста".[/B]
Написанная Христофором Плиевым в 1960 году к 100-летию со дня рождения выдающегося поэта и общественного деятеля Осетии К. Л. Хетагурова опера "Коста" стала первым обращением осетинского композитора к сложному оперному жанру. Тогда всесоюзная премьера прошла в Москве, в Большом театре. Теперь показ новой постановки состоялся на сцене Мариинского театра в Петербурге в рамках фестиваля "Звезды белых ночей".
Постановщику Анатолию Галаову удалось максимально бережно подойти к интерпретации первой национальной осетинской оперы. От соцреализма в виде заснеженных гор на заднике решено было отказаться, национальный колорит был передан с помощью элементов осетинского орнамента. А то, что мерещилось скалами в первые моменты спектакля, на деле оказалось плащами актеров хора – на наших глазах серые камни превратились в жителей осетинского села.
Стиль сценического поведения актеров, по-видимому, осознанно соответствовал требованиям 60-х годов. Надо отметить, что хор, балет, миманс – все вместе это составило одну из главных удач постановки. Несмотря на массовость сцен, никто не выбивался из рисунка роли, общее впечатление от происходившего на сцене было удивительно теплым и гармоничным. Зажигательные осетинские танцы исполняли те же артисты, которые принимали участие в балете "Портрет Грея" днем ранее, в том числе Аслан Хугаев, получивший во время исполнения роли Дориана Грея травму, но все же снова вышедший на сцену.
Как и в первой постановке, в качестве связующих моментов в опере звучали стихи Коста Хетагурова на осетинском языке в исполнении самого Анатолия Галаова. Дирижер Заурбек Согкаев достойно вел оркестр, подчеркивая нужные моменты и разворачивая партитуру в остродраматическом ключе.
Исполнитель роли Коста баритон Дзамболат Дулаев пока выглядел несколько скованно и звучал тише, чем более опытные партнеры по сцене, но тембр его голоса и умение серьезно подойти к роли обещают молодому певцу большое будущее. Особенно выразительными были его ария в сцене "Мать сирот" и трагический дуэт с сопрано Ириной Гагитэ. А самым трогательным моментом спектакля стало выступление Эмилии Цаллаговой (Плакальщица) – когда ее ария перешла в причитания, в зале прослезились не только женщины, но и некоторые мужчины. Молодая супружеская пара, Инара и Вячеслав Козловские, роскошно исполнила роли жениха и невесты – возлюбленной Коста Анны Цаликовой и князя Дзахсорова. Питерский зритель особо отметил замечательный тенор и артистизм "запевалы-чабана", не зная, что это известный всей Осетии Олег Тайсаев. Что ж, настоящее мастерство ценится с первых нот даже в незнакомой среде!
Спектакль завершился сценой падения цепей с колосников, что символизировало грядущее освобождение народа. И хотя в тот момент на сцене были два Коста – Дзамболат Дулаев и Анатолий Галаов в образе Поэта, это не выглядело странным. Коста-Поэт звонил в колокол, пробуждая народ, а Коста-Певец сбрасывал сковывавшие его цепи.
Выход артистов на поклон сопровождался овациями. Приветствовали и тех, кто вложил столько таланта и трудов в постановку – художника-сценографа Ибрагима Супьянова, хореографа Тимура Сикоева, дирижера Заурбека Согкаева. И кульминацией стало вручение цветов художественному руководителю Национального государственного театра оперы и балета Северной Осетии, музыкальному руководителю и, собственно, главному инициатору новой постановки Ларисе Гергиевой, сидевшей в ложе у сцены и весь спектакль, было очевидным, переживавшей за своих учеников.