Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

…А время для всех течет по-разному

[B]"И наступило время, когда Нарты двинулись в поход..." На что может настроить читателя подобная мысль в сказании, и что вообще означает "время" в образцах народного творчества? [/B]

Как это понятие соотносится с местом проживания и как протекает эпическое время, скажем, при сражении, процессе подготовки к бою, в водном царстве или даже нахождении на мосту? Что надо знать, чтобы понимать смысл не стыкующихся, на первый взгляд, фактов относительно мифических героев в зеркале времени и пространства, объединенных в науке еще и термином "хронотоп"?

На подобные интереснейшие вопросы ищет ответ в своем добротном и содержательном исследовании "Мифопоэтический хронотоп в осетинских эпических текстах" Мадина Дарчиева. Причем указанные важнейшие онтологические категории, без которых немыслимы возникновение и существование мира, осмыслены по-своему оригинально, потому что применимо к текстам "Сказаний о Нартах", "Легендам о Даредзанта", "Легендам о Царциата" они звучат нечасто, и исследователь изначально получал широкое поле для деятельности.

Этой возможностью автор воспользовалась сполна, но – бережно, аккуратно, с предоставлением научно саргументированных доводов, в чем могут убедиться все, кто ознакомится с результатами ее труда. Причем издание можно рекомендовать не только филологам-фольклористам, литературоведам и этнографам, но и всем интересующимся осетинским национальным эпосом.

Маркеры пространства здесь рассмотрены соответственно трем группам согласно обозначаемой ими обстановке: земной, небесной и водной. Проанализирован хронотоп дороги, отдельное внимание уделено символике счета и числа. Проблемы эпического времени акцентированы на их художественность, что само по себе требовало безупречного знания материала, ибо попасть впросак здесь достаточно просто. Мифы умеют запутать, но могут и приоткрыть завесу, ведущую в духовную сокровищницу того или иного народа…

Рассматривая конкретные ситуации и поведение героев в указанном контексте, М. Дарчиева приходит к символичному выводу, указывающему на необходимость продолжения изысканий в данном направлении ее единомышленниками в науке, которые, следует думать, еще появятся: "В семантике рассмотренного фольклорного концепта усматривается значение договора, поскольку имеет место обоюдный характер согласования назначенного времени, а в некоторых случаях – и места предстоящей встречи. Можно выделить сюжеты и мотивы, для которых назначенный точный срок какого-либо события имеет ключевое значение, выполняя в некотором роде сюжетообразующую функцию". Тут уже можно говорить и о широком поле для изучения лексических единиц и семантики осетинского фольклора. Значимый вклад автора в данный сегмент очевиден, но зачастую присущий эпосу стремительный характер времени требует еще более пристального внимания. Время всегда одинаково течет, но… течет для всех и по-разному тоже. Как? Ищите ответ в монографии!

Автор: Тамерлан ТЕХОВ

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1792

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика