[B]20 июля с.г. вступило в силу Постановление Правительства РФ, которое в значительной мере меняет требования к проведению рекультивации и консервации нарушенных земель. А восстановление благодатного слоя почвы остается важной государственной задачей, решение которой улучшает экологическую обстановку, обеспечивает возврат земель в оборот и создает условия для развития на них различных видов хозяйственной деятельности.[/B]
Однако долгое время, как считает и.о. начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Кабардино-Балкарской Республике и Республике Северная Осетия – Алания Михаил Обухань, в российской практике рекультивационных работ складывалась довольно печальная картина: работы по рекультивации земель после окончания производственной деятельности часто не велись или проводились только на бумаге. Поэтому острая необходимость в изменении нормативной базы назрела уже давно.
Главный недостаток действовавшего природоохранного законодательства заключался в том, что большая часть нормативно-правовых актов была посвящена проблемам использования и охраны земель, а не их восстановления. В условиях, когда четких требований нет и контроль не налажен, работать было сложно.
– К нам, в управление, – продолжает М. Обухань, – часто обращались организации, индивидуальные предприниматели по вопросу проведения рекультивации земель, утверждения проектов, актов выполненных работ, но конкретных ответов из-за несовершенства законодательства мы зачастую дать не могли. Последний такой пример – ООО "Газстройкомплект", руководство которого к нам обратилось по вопросу согласования работ в Пригородном районе республики, имея на руках письмо от местной администрации с указанием, что эта функция закреплена за нашим управлением, хотя это входило в обязанности органов местного самоуправления.
Изменения, произошедшие в законодательстве сегодня, могут стать прочной основой для проведения масштабных работ по рекультивации нарушенных земель, поскольку в документе прописаны более четкие и конкретные требования, которые не предполагают двусмысленности.
Управление Россельхознадзора проанализировало основные изменения, касающиеся проведения работ по рекультивации и консервации земель.
Согласно документу рекультивация должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. Качество земель обязано соответствовать нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Консервация земель проводится в отношении нарушенных земель, негативное воздействие на которые привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и нарушению почвенного слоя. В результате этого не допускается осуществление хозяйственной деятельности, если устранение таких последствий путем рекультивации земель невозможно в течение 15 лет.
В случаях, установленных федеральными законами, проект рекультивации земель до его утверждения подлежит государственной экологической экспертизе.
Завершение проведенных работ подтверждается актом, который подписывается лицом, исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления.
В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня подписания акта лицо, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, обеспечившие проведение рекультивации или консервации земель, направляют уведомление о завершении работ с приложением копии указанного акта лицам, с которыми проект рекультивации подлежит согласованию, а также в федеральные органы исполнительной власти. Заинтересованные правообладатели земельных участков могут самостоятельно осуществить мероприятия по рекультивации или консервации земель с правом взыскания с лица, уклонившегося от выполнения рекультивации или консервации земель, стоимости понесенных расходов в соответствии с законодательством Российской Федерации.