Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

Переселяться по-новому

[B]Год назад президент страны поручил правительству и регионам разработать и ввести в действие с 2019 г. постоянно действующий механизм расселения граждан из аварийного и ветхого жилья. [/B]

Срок осуществления этого поручения уже истекает, и "СО" поинтересовалась у первого замминистра ЖКХ, топлива и энергетики республики Таиры КУППЕЕВОЙ и руководителя республиканского отделения "Центра общественного контроля в сфере ЖКХ" Александра КУПЦОВА результатами работы над новшествами.

"СО": Вопрос к вам обоим: как работал механизм переселения граждан до сих пор и почему потребовалось его менять?

Т. КУППЕЕВА: Начиная с 2007 г. работа по расселению граждан из аварийного и ветхого жилья велась Фондом содействия реформированию ЖКХ и регионами на основе Федерального закона № 185-ФЗ. В соответствии с ним на 2012–2017 гг. была разработана федеральная программа, которую для нашей республики продлили на текущий год (об этом см. "Аварийка" уходит в прошлое", "СО" за 21.07.2018 г.)

Основным условием участия в этой программе для жителей был срок постановки на учет их домов как аварийных – до 2012 г. Получалось, что все остальные аварийные и ветхие дома в программу не попали, даже если пришли в совершенную негодность.

Вот почему в середине прошлого года, под занавес программы, президент поручил правительству и регионам создать взамен постоянно действующий механизм, учитывающий все нюансы такого сложного дела, как расселение жильцов аварийных и ветхих домов.

Сегодня Минстрой России представил региональным министерствам проект концепции нового постоянно действующего механизма улучшения жилищных условий граждан и уже получил из регионов первые замечания и предложения по нему.

А. КУПЦОВ: Необходимо добавить, что как только пять лет назад появилась программа расселения граждан, президент озвучил необходимость широкого и мощного общественного контроля над ее исполнением. Так появились наш центр и его отделения в регионах, а жизнь показала, что это было совершенно необходимо!

Сегодня вся страна следит за скандалом в Пермской области, где сносят только что построенное новое "жилье" для переселенцев из "аварийки". По факту же оно оказалось хуже и менее пригодным для жилья, чем подлежащее сносу старье! К сожалению, за пять лет работы программы наши центры по всей стране вскрыли сотни подобных фактов, правда, не таких вопиющих.

К чести строителей, органов республиканской и местной власти, у нас фактов откровенной грубой халтуры не было. И все же приемные комиссии, куда входили и представители нашего центра, и жильцы, выявили немало недоделок. Однако практически все из них подрядчики устранили еще на этапе строительства.

Обобщив опыт осуществления федеральной программы, наш центр также накопил немало замечаний и предложений по совершенствованию существующего механизма расселения граждан. Так что мы тоже считаем необходимым внести в него ряд существенных изменений.

"СО": Тогда расскажите о предстоящих изменениях.

Т. КУППЕЕВА: Во-первых, надо понимать, что пока идет формирование поправок в 185-й закон Минстроем России, региональными отраслевыми министерствами и экспертами. Этот процесс завершится в сентябре-октябре. Затем поправки поступят в Госдуму РФ и парламенты субъектов для рассмотрения депутатами.

Так что нынешние изменения носят лишь предварительный, а не окончательный, характер. И все же я бы отметила общие тенденции предлагаемых изменений – это большая пластичность нового механизма под запросы граждан и курс на отход от его бюджетного финансирования.

К прогрессивным новшествам отношу увеличение площади нового жилья по желанию переселяемых за счет их собственных средств. Такое предложение внесло наше министерство, и Минстрой России его поддержал.

Правильным мы считаем и возможность для граждан поменять большее количество комнат на меньшее, но той же площади. То есть, если у вас 3 крохотные комнатки, а вы хотите 2, но побольше, вам не должны в этом отказать!

Мы также предлагаем производить обмен старого жилья на равноценное новое не только по площади, но и по количеству комнат и без учета квадратуры санузлов в новом жилье. Поясню: сегодня обмен производится только по площади, и если у вас две крохотные комнаты без удобств, вам дадут с удобствами, но однокомнатную и не больше вашей нынешней площади.

Это никак не соответствует современным санитарным требованиям к жилью, а сокращение количества комнат может вести к нарушению жилищных прав больших семей, права на раздельное проживание взрослых детей и родителей разного пола и так далее.

Среди наших предложений – и учет социальной нормы площади жилья на человека при предоставлении нового жилья. В республике она составляет для одиноко живущего гражданина 33 кв. м общей площади жилья; для семьи из двух человек – 42 кв. м; для семьи из трех и более человек – 18 кв. м на каждого члена семьи.

Наше министерство выступает также за право граждан на выбор между квартирой в многоквартирном доме, в блочном доме (на несколько хозяев, но с раздельными входами в квартиры) и собственным домом. Это особенно актуально в поселках городского типа и селах, где есть аварийные многоквартирные дома.

К сожалению, пока большая часть наших предложений не поддержана, но впереди еще обсуждение поправок региональными и федеральными депутатами, так что мы рассчитываем на их помощь!

Исчезло из новой концепции и положение о реконструкции аварийного жилья, имеющего статус культурного наследия. Для исторического облика такого самобытного города, как Владикавказ, это может иметь самые негативные последствия! Поэтому мы будем настаивать на сохранении такой формы улучшения условий жизни граждан.

А. КУПЦОВ: Наше отделение полностью поддерживает позицию минЖКХ республики, а кроме того, мы выступаем за укрепление контрольных функций органов государственной власти при осуществлении работы по переселению граждан.

Дело в том, что основная работа ложится на органы местной власти, а опыт показал, что они непозволительно долго ведут подготовительный этап – отвод земель, определение подрядчиков и так далее. В итоге по их вине строители попадают в цейтнот и вынужденно гонят брак, чтобы уложиться в отведенные программой сроки сдачи жилья.

Помимо этого обязательной задачей местной власти должно стать полное и безусловное выполнение прав и возможностей переселяемых граждан по выбору формы обмена жилья и его параметров, о которых говорила Таира Николаевна.

Она не успела сказать еще об очень многих новшествах, но и разговор о них с населением мы только начинаем. По мере прохождения очередных этапов внесения и обсуждения поправок в законодательство о переселении граждан будем возвращаться к их рассмотрению на страницах "СО" и в других формах.

Автор: Всеволод РЯЗАНОВ

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1816

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика