– Игорь Сергеевич, так какие же новшества ждут нас с нового года?
– Сразу хочу успокоить жителей республики: для них никаких неприятных сюрпризов не будет. Реформа в сфере обращения с ТКО длится уже два десятка лет, с момента принятия в июне 1998 г. Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Эта сфера масштабная и очень сложная. Достаточно сказать, что только в этом году в стране образуется около 70 млн т твердых коммунальных отходов, а их ежегодный прирост составляет 3 млн т. В следующем году площадь полигонов для захоронения ТКО составит 52 тыс. кв. км – на 7 тыс. кв. км больше, чем площадь Эстонии, или 6,5 площади нашей республики. Прирост здесь составляет 4 тыс. кв. км в год!
– Может, в нашей республике дела обстоят лучше, чем в целом по стране?
– К сожалению, напротив, из-за малоземелья и большой плотности населения у нас очень сложно находить места для создания новых полигонов, отвечающих всем предъявляемым к ним законодательством жестким требованиям. В связи с этим в госреестр размещения отходов внесены лишь два полигона – Владикавказский и Моздокский. Все остальные фактически являются несанкционированными.
Контролирующие органы годами налагали штрафы за это на местные администрации, что лишь ухудшало их финансовое состояние и усугубляло ситуацию с утилизацией мусора.
Вот почему потребовалась масштабная реформа отрасли на федеральном уровне, которая в этом году выходит на свой финальный этап.
– Что же он предполагает?
– В соответствии с изменениями в названном законе с 2016 г. полномочия по обращению с ТКО переданы с местного уровня на уровень субъектов. В частности, теперь республика обязана разрабатывать и принимать долгосрочные программы обращения с ТКО, создавать новые полигоны для их размещения и так далее.
В то же время взамен почти восьми десятков нынешних организаций по обращению с ТКО, работающих на муниципальном уровне, в ближайшие 10 лет в республике будут действовать два крупных региональных оператора. В мае был определен регоператор по Моздокскому району – ООО "Чистый город", 10 августа – на всей остальной территории. Им стало ООО "Экоальянс".
Такое разделение на две зоны обусловлено экономической целесообразностью привязки максимального количества населенных пунктов к двум названным выше зарегистрированным полигонам.
– А какая нам разница, кто вывозит мусор?
– Для потребителя – никакой, но выше мы говорили об угрозе мусорного коллапса, который может наступить уже при нашей жизни. Неужели мы не хотим думать о будущем своих детей и внуков?! А чтобы решить масштабную проблему, уже давно был необходим государственный подход, который теперь реализуется в полном объеме.
Еще раз скажу, что он заключается в принятии и эффективном осуществлении республиканской программы. Обязать к ее выполнению государство может только уполномоченных крупных регоператоров, но не многочисленные частные фирмы-однодневки.
Например, впервые для обеспечения надлежащей работы регоператоров государство требует от них банковских гарантий, которые для "Экоальянса" составили около 130 млн руб., а для "Чистого города" – 5 млн.
Для чего это нужно? Регоператоры совершенно не обязаны прийти на наш рынок со своим парком техники и своей армией дворников. Они могут привлекать к выполнению работ их нынешних исполнителей, но при этом несут полную ответственность за результаты их работы.
Обязанностью регоператоров также является ликвидация создававшихся десятилетиями мусоросборных полигонов во всех райцентрах, кроме Моздока, и в селах. Как я уже говорил, по закону все они – стихийные свалки.
Кроме того, обращение ТКО включает не только их сбор, вывоз и складирование на полигоне, но и переработку. Сегодня эту функцию с очень низкой эффективностью выполняют частные фирмы, а в перспективе для снижения количества отходов необходимо в разы повысить уровень их переработки и возвращения в экономику.
– Не будут ли два новых монополиста взвинчивать тарифы на свои услуги против низких нынешних?
– Во-первых, надо понимать, что сегодня тарифов на вывоз и утилизацию ТКО просто не существует, потому что эта сфера до сих пор не регулировалась государством. До конца года будут продолжать действовать цены на услуги ныне работающих коммерческих организаций. Их стоимость рекомендована органами местного самоуправления каждого из муниципальных районов и Владикавказа только на своих территориях.
С нового года отрасль перейдет на формирование цен на ее услуги по утверждаемым государственными органами тарифам.
Для потребителей это, однозначно, хорошо, потому что в формировании стоимости услуг появляются прозрачность и надежная экономическая обоснованность. Они необходимы и для доверия граждан, и для поддержания стоимости услуг хотя бы на минимальном уровне рентабельности работы регоператоров.
Например, сегодня мы активно разрабатываем нормативы образования ТКО на основе достоверных статистических данных. Работа эта далеко не простая, и от ее качества зависит размер тарифов для населения, государственных, муниципальных и частных организаций и предприятий, о которых мы говорили выше.
– Какие еще новшества несет реформа отрасли?
– В ближайшей перспективе мы намерены создать электронную республиканскую схему обращения ТКО. Это будет интерактивная карта, на которой в режиме реального времени любой желающий сможет видеть все элементы системы сбора и утилизации отходов вплоть до движения мусоросборочных машин.
Однако, пожалуй, более сложной задачей станет перестройка нашего отношения к самой проблеме образования и переработки мусора. Очевидно, что важнейшим условием борьбы с ним является его раздельный сбор.
Мы проводили подобные эксперименты во Владикавказе, и, к сожалению, они показали печальные результаты. Поэтому неотъемлемой частью реформ отрасли должно стать и воспитание экологического сознания.