Таким образом, в 2022 году иностранный язык станет четвертым обязательным предметом для аттестации. Ранее в минобре сообщили, что история станет обязательным предметом ЕГЭ с 2020 года. Пока же, чтобы получить аттестат, надо сдавать только русский язык и математику.
Чего ждать старшеклассникам и их родителям? Насколько к новшеству готовы наши школы? На эти и другие вопросы корреспондента "СО" ответила старший преподаватель кафедры русской и зарубежной филологии СОРИПКРО Римма КАРАЕВА.
– У нас в республике есть Ассоциация учителей английского языка, которую я возглавляю и которая работает около 8 лет. Участвуем во всевозможных конференциях с интересной тематикой, конкурсах, летних школах и форумах. В одном таком конкурсе на лучший разворот учебника, посвященного регионоведению, в Ростове наша команда в составе 7 преподавателей английского языка из разных школ республики заняла 1е место. Могу сказать, если поставить специалиста в такие условия, когда он должен чтото показать, тогда его талант обязательно раскроется и вспыхнет фейерверком.
– Это радует, учитывая введение обязательного ЕГЭ по иностранному языку. Готовы ли учителя к этому шагу?
– Я много раз бывала за границей. И тогда, когда еще не было новых стандартов, до перестройки, изучала методики иностранных школ, учебники английского языка, по которым занимаются в заграничных школах, такие как Express Publishing (Великобритания) и др. И поняла, что у них сам подход к обучению языкам другой.
Наши преподаватели часто на курсах в СОРИПКРО сетуют: мол, сейчас ученики другие, поэтому с ними сложно работать. Но если дети другие, то и подходы должны быть другими! Недавно читала статью, в которой говорилось об использовании мобильных телефонов на уроках иностранных языков. И подумала: "Почему не задействовать те же телефоны как толковый словарь иностранных слов?" Или, скажем, для поиска лексического материала какойто определенной темы. Почему бы сразу с началом урока не окунуть детей в языковую среду и не сказать им: "А нука, напишите друг другу комплимент поанглийски!"? И необязательно по теме урока, можно придумать какуюто другую… Много всяких идей, лишь бы были фантазия и желание добиться результата. Наша беда в том, что некоторые учителя очень мало говорят на уроке на иностранном языке, потому что их учили подругому, как преподаватели они сформировались в другой парадигме. Они – не скажу, что слабые, но, преподавая по новым стандартам и учебникам, все равно работают по– старому.
– Сколько в республике на сегодня насчитывается профильных учителей?
– У нас около 700 преподавателей английского. Среди всех иностранных языков, изучаемых современными школьниками, английский удерживает пальму первенства. Но при этом другие языки, к слову, немецкий и французский, "страдают". Хотя, на мой взгляд, это не совсем правильно. Мои коллеги в Великобритании всегда подчеркивали, что у меня "хороший английский". Но при этом спрашивали: "А на каком языке вы еще говорите?" В мое время на факультете иностранных языков СОГУ действительно давали хорошие знания, но только одного языка. То есть за границей английский уже давно "не иностранный", а второй родной.
Я надеюсь, что учащиеся адаптируются к требованиям предстоящего экзамена и сдадут его успешно. Однако времени на адаптацию осталось мало – два года. По прогнозам, на первых порах смогут сдать только те, кто учится в спецшколах.
– Другие не успеют подготовиться?
– Ни один из иностранных языков невозможно сдать с наскока. Только длительная и грамотная подготовка даст шанс на успешное прохождение данного испытания.
– Что, на ваш взгляд, надо делать?
– Прежде всего учителя должны вести английский на английском. Сейчас у нас многие минут 10 только говорят на иностранном, а потом переходят на русский.
А детям надо начинать готовиться уже сейчас. Стараться разговаривать, общаться, преодолевать разговорный барьер, настраиваться на учебу, смотреть фильмы на английском языке, слушать песни. Родителям же самое главное — не нагнетать страхов.
– Какие самые сильные "иностранные" школы сегодня?
– Традиционно хорошие результаты показывают спецшколы – 5я (здесь только профильных учителей 38), 7я…
– А в селах как обстоят дела?
– Там ситуация улучшается. Сельские студенты заканчивают учебу в вузе, но не находят работу в городе и возвращаются домой. А молодежи как раз легче работать по современным стандартам…
– Каким по сложности будет обязательный ЕГЭ?
– Это будут два разных экзамена, как нынешний по математике. Экзамен базового уровня для тех, кто не связывает свою жизнь с языковой профессией. Экзамен углубленного уровня рассчитан на тех, кто мыслит себя в языковых профессиях. Углубленный, наверное, очень близок к тому, что мы имеем сейчас. Базовый, видимо, будет близок к тому, что предлагаем сейчас на ВПР.
– Римма Ивановна, наверняка вы проводите анализ сдачи ЕГЭ в Северной Осетии. Каковы результаты?
– Конечно. Как правило, у нас в республике результаты неплохие. Потому что до сих пор сдавали учащиеся спецшкол или те, кто целенаправленно шел к этому, готовился с репетитором. Но их только 10% выпускников по всей стране. Да, уровень владения иностранным языком достаточно высок у этих мотивированных ребят. Но зато уровень остальных 90% выпускников вызывает тревогу.
– Ребята, которые сдали иностранный хорошо, занимались с репетиторами. А кто они – разве не наши учителя? Как сделать так, чтобы достаточно было школьных уроков? Это возможно?
– Введение в стандарты требования обязательной сдачи иностранного языка на ОГЭ по окончанию средней школы состоялось, теперь на проверку будут вынесены учебные достижения по этому предмету. Однако, повторюсь, есть проблема с преподавателями. Хватит ли достаточно компетентных учителей на всех? Не секрет, что в класс с углубленным изучением иностранного языка традиционно даются лучшие преподаватели. Выбираются прогрессивные и серьезные учебнометодические комплекты, а все остальное идет по остаточному принципу. Надеюсь, ситуация теперь изменится...