Учредитель фонда "Центр Со-действие" (г. Екатеринбург) Андрей ГАБАРАЕВ и председатель Свердловской региональной общественной организации "Общество осетинской культуры им. Аслан-Гирея (Бориса) Галати" Лиана ГАГЛОЙТЭ известны в Осетии своими благими инициативами в области пропаганды духовных ценностей родного народа. Ну, а в деле сохранения и издания творческого наследия первого профессионального осетинского композитора Аслан-Гирея (Бориса) ГАЛАЕВА и вовсе делают работу целого научного института.
Во всяком случае, именно так высказывались сотрудники СОИГСИ во время встречи с заведующей сектором инструментоведения Российского института истории искусств, доктором искусствоведения, профессором, академиком РАЕН и МАИ ООН, заслуженным деятелем искусств Украины и Польши, композитором Игорем Мациевским и музыковедом, фольклористом, старшим научным сотрудником сектора фольклора указанного института, кандидатом искусствоведения, доцентом, членом Союза композиторов Республики Беларусь и Международного совета по традиционной музыке Галиной Тавлай. Именно благодаря нашим землякамобщественникам они заинтересовались творчеством пока еще не оцененного по достоинству композитора, с которым, как выяснилось, специалистов и до сих пор связывали невидимые нити. Имеются конкретные задумки, но осуществить их можно только в сотрудничестве с коллективом СОИСИ. Для налаживания контактов они и приехали во Владикавказ, где готовность к совместной плодотворной деятельности выразили фольклористы Диана Сокаева, Фидар Таказов и музыковед Дзерасса Дзлиева.
Гостей поблагодарил учредитель фонда "Центр "Содействие" Андрей Габараев, отметивший, что вектор сотрудничества с осетинским обществом в Екатеринбурге уже налажен – реализован проект "Время не ждет", связанный с сохранением фононаследия классика осетинской этномузыкологии. Уникальные аудиозаписи после проведения реставрации изданы в виде отдельных дисков при поддержке Фонда президентских грантов.
"Борис Галаев был одним из первых и любимых учеников известного советского музыковеда и фольклориста, доктора искусствоведения Евгения Гиппиуса. Он во многом является первопроходцем в области изучения музыкальной культуры. Представьте только – Борис Галаев покупал на свои средства фонографы для записи песен в то время, когда они и в институтахто были редкостью! Благодаря его подвижничеству для потомков сохранено много уникального материала, и потому всем нам надо осознать значимость композитора как классика осетинской музыковедческой школы. Об Осетии через него узнал и Евгений Гиппиус, осуществивший единую строфовую аналитическую редакцию напевов и написавший предисловие к книге "Осетинские народные песни", недавно переизданной по инициативе екатеринбургского осетинского общества при содействии руководства Республики Южная Осетия", – подчеркнула в своем выступлении Галина Тавлай и озвучила конкретный план сотрудничества.
Игорь Мациевский был знаком с Евгением Гиппиусом и даже посвятил его памяти один из своих трудов. "Он и посоветовал мне ознакомиться с книгой Бориса Галаева "Осетинские народные песни", где впервые была применена новая нотация, – сказал ученый. – Видел я и письма мастера к не менее достойному своему ученику. С их именами связан и международный проект, который мне очень хочется реализовать".
О Борисе Галаеве как личности рассказал народный артист Осетии Тасолтан
Мамсуров, которому посчастливилось брать у него уроки мастерства, будучи молодым актером ЮгоОсетинского драматического театра: "Сразу обратил внимание на военную выправку. Потом узнал, что он был офицером царской армии, чем был несказанно удивлен. Простой, очень доступный, но невероятно знающий человек. Около двух месяцев мы, актеры театра, ежедневно ходили к нему домой и ставили песни. Горжусь тем, что начало моей творческой деятельности связано с такой личностью с большой буквы".
Во время встречи стало известно, что в СанктПетербурге в рамках программы "СанктПетербург и национальная музыкальная культура" пройдет конференция, приуроченная к 130летнему юбилею Бориса Галаева, которого многое связывало с северной столицей страны. Сказано также о мерах по организации домамузея композитора на Юге Осетии, а на Севере предложено установить его бюст работы скульптора Владимира Плиева.