Вот и знаменитый московский кинокритик Кирилл Разлогов на вопрос о том, есть ли сегодня кавказское кино, не нашелся, что ответить. А между тем история кино в Осетии насчитывает более чем 100 лет и началась в далеком 1911 году, когда владикавказские фотографы, братья Хмара, открыли первую в городе киностудию. Были киностудии во Владикавказе и в 1920е, и в 1930е, но официальный отсчет начался всетаки с 1945 года, когда на разрушенном войной Кавказе была открыта СевероКавказская студия кинохроники.
Первыми операторами и кинорежиссерами новоиспеченной студии стали ростовчане, а также прибывшие в город на Тереке военный кинооператор Мансур Барбутлы, фронтовики Владимир Еремеев, Петр Финкельберг. Их помощниками и ассистентами стали дети войны Хазби Короев и Виллер Дзобаев, которые, хотя и не учились во ВГИКе, свои университеты проходили у высококлассных мастеров. И объемы киностудии по советским меркам тоже были значительные – 48 номеров киножурналов в год и с десяток документальных кинофильмов, затрагивающих и фиксирующих жизнь обширной территории от Ставрополя до Махачкалы.
В 1990е годы студия столкнулась с первыми проблемами. После развала СССР, когда финансирование кинематографа фактически остановилось, региональные киностудии остались без средств к существованию. Именно тогда изменилась структура получения финансирования на производство фильмов. Вместо государственного плана, при котором было известно, сколько номеров киножурнала будет выпущено в следующем году, Министерство культуры РФ, в которое влилось бывшее Госкино, предоставило возможность режиссерам получать финансирование на конкретные фильмы без жесткой привязки к киностудиям. С одной стороны, подобный переход на рыночные отношения породил видимость конкуренции, с другой – привел к тому, что творческие работники массово увольнялись с государственных студий и открывали свои ООО, у которых, кроме печати в кармане, никаких мощностей не было.
Появление многочисленных частных студий ударило по государственным кинематографическим гигантам, в число которых входила и Севкавкинохроника. Вопервых, в самостоятельное плавание ушли лучшие творческие кадры, вовторых, прервалось очень важное звено в первичном кинематографическом образовании. Ведь кто поступал во ВГИК и ЛГИТМиК из регионов? Юноши и девушки, которые любили кино столь страстно, что приходили работать подмастерьями на государственные киностудии, где осваивали азы профессии и готовились к штурму столичных киновузов. Сколько мы знаем таких учеников, которые, прослужив ассистентами, вырастали в настоящих мастеров своего дела! Государственные киностудии всегда были кузницей кадров, именно у них были все мощности, желание и время, чтобы учить молодых. В конце 1990х эта традиция прервалась. С началом 2000х годов, казалось, тяжеловесная система государственного финансирования кино, встала, наконец, на новые рельсы: на региональные студии начали приезжать молодые режиссерыпрактиканты, которые несли с собой не только новые идеи, но и новую визуальную эстетику. Но продлилось это недолго.
Севкавкинохроника, остающаяся федеральной собственностью, а потому лишенная возможности претендовать на региональные программы по поддержке кино, получала все меньше заказов из центра, теряла людей, закрывала цехи, но мучительно старалась выжить и в этих условиях. Очередным ударом для студии стало вступление в силу закона о поддержке кинематографии, по которому число субсидий на кинопроизводство было максимально сокращено, а основное финансирование распределялось путем тендеров, для участия в которых нужно было предоставлять денежный залог. Денег на залоги не было. Круг замкнулся. Студия фактически встала.
Кроме того, по указке и с помощью давления из Москвы студию разделили, изъяв самую ценную ее часть – архив, перевезенный позже в Москву. Новых картин не снималось, денег на кинопроизводство не выделяли, студия скатывалась в долги. Государство же не спешило вызволять из беды свою собственность, оно вообще не очень понимало, что же можно сделать в этой ситуации, а потому самым простым выходом из той долговой ямы, в которую само же и загнало студию, стало включение ее в план приватизации и последующая продажа надоевшего балласта. Однако и торги, проводившиеся несколько раз, ни к чему не привели. Поворотной точкой в истории киностудии стал пленум Союза кинематографистов РФ, на котором руководству СевероКавказского отделения СК удалось поднять проблему сохранения студии, а чуть позже СК России направил в адрес президента В. Путина письмо, подписанное председателями Дагестанского, КабардиноБалкарского, СевероОсетинского, Ставропольского, Чеченского отделений СК РФ М.Сулеймановым, В. Вороковым, В. Гулуевым, В. Баскаевым, Д. Омаевым и руководителем представительства СК РФ в Республике Ингушетия М. Дзортовой с просьбой не допустить банкротства СевероКавказской студии кинохроники и принять меры к ее возрождению. Как ни странно, к мнению региональных кинематографистов прислушались, и появились хоть какието проблески надежды.
Однако на восстановление нужно было финансирование. В 2016 году в министерства культуры республик Северного Кавказа из Москвы были направлены письма с просьбой принять студию на баланс одной из северокавказских республик. Надо сказать, что предложение это было внимательно рассмотрено, и свою готовность получить Севкавкинохронику высказали несколько соседних республик. Северная Осетия не осталась в стороне и претендовала на 100% акций киностудии.
"СО" не раз уже писала о перипетиях Севкавкинохроники, и теперь мы решили узнать, как продвигается процесс передачи студии в ведение региона, для чего поговорили с генеральным директором СевероКавказской студии кинохроники Александром Григорьевым:
– Сказать, что передача идет – это сказать неправильно. Нам, к сожалению, периодически документы возвращают на доработку. Всеми этими делами занимается Министерство культуры РФ, а там не особенно торопятся решить нашу проблему. Что от нас просят, мы делаем. Документы подаются, затем опять возвращаются с какимито вопросами. Вот такая не очень понятная ситуация. И никакого прогноза ее изменения я бы не давал. Министерство культуры республики делает все, что возможно, а вот со стороны Москвы мы встречаем затягивание процесса. Тем временем ситуация на студии только ухудшилась. Долги растут. Только в прошлом году мы судились сразу по нескольким поводам: выиграли, к счастью, суд о банкротстве, которое удалось предотвратить. Постоянно судимся с влиятельным бизнесменом и политиком, который хочет бесплатно забрать у студии то 40, то 45 соток земли. Каждый месяц по судам ходим. Есть решение президента страны о том, чтобы прекратить банкротство киностудий. И к этому решению прилагался целый список, где фигурировала и наша студия. Так вот, например, в том же списке есть "Союзмультфильм", который просил у государства на год 50 млн рублей. И ему помогли. Спокойно дали 200 млн. В четыре раза больше. У нас долгов 15 млн и еще 6 млн по заработной плате. Это мизерные деньги для страны. И республика не может нам помочь с их выплатой, так как это не ее ответственность, а собственники – Российская Федерация – не хотят ничего делать.
"СО" обратилась к министру культуры РСО–А Руслану Мильдзихову с просьбой прокомментировать ситуацию:
– В настоящий момент нам вернули документы на доработку, так как при существующей форме юридического лица – ОАО – заключение договоров о государственночастном партнерстве оказалось невозможным. Поэтому сейчас на уровне руководства республики прорабатывается вопрос об изменении юридического статуса киностудии. Что касается планов, то, на мой взгляд, в случае передачи киностудии в республику она должна стать базой для всех республик Северного Кавказа. Там остались прекрасные тонстудии, кинозалы… Это все надо приводить в порядок и создавать не только базовые мастерские, но и учебные центры. И даже, возможно, часть территории использовать для туризма, чтобы люди могли приехать и посмотреть, как делается кино. Но в основе, конечно, должно быть создание кинофильмов, причем режиссерами со всего Северного Кавказа.
фото Татьяны ШЕХОДАНОВОЙ.