– Кахарман Урузмагович, в чем значение Дома народного творчества для вас лично и общественности в целом?
– Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, является, как известно, исторической основой всей мировой художественной культуры, источником национальных традиций, выразителем народного самосознания. Со временем сложилось так, что оно получило новый импульс развития в основном на базе клубов, домов и дворцов культуры. На их деятельность и ориентировался со дня основания Дом народного творчества, развивая, сохраняя и пропагандируя образцы этого невероятно богатого кладезя мудрости народа. Регулярно оказывалась различного рода помощь, будь то материальная или методическая, всем видам самодеятельного искусства. А их – множество. Народные театры и драматические кружки, смешанные хоры, хоры народной героической песни, вокальные группы, вокальноинструментальные ансамбли, духовые оркестры, оркестры и ансамбли народных инструментов хорошо чувствовали себя под крылом специалистов, настоящих подвижников своего дела из Дома народного творчества. А есть еще ансамбли гармонистов, национальная (народная) хореография, фольклор, изобразительное искусство, бальная хореография, которые также собирали вокруг себя все больше поклонников.
Как специалисты, основывавшие традиции, так и нынешние сотрудники с успехом координируют культурнодосуговую деятельность учреждений культуры республики, курируют вопросы организации здорового образа жизни, работы с детьми, подростками, молодежью. Не всегда напрямую, но реализуемый опыт работы по проведению театрализованных представлений, праздников, фестивалей межрегионального и международного уровней, смотров, конкурсов, выставок во многом направлен как раз на пропаганду ценностей народного творчества в молодежной среде и укрепление связи поколений.
– Какие из мероприятий особо запомнились вам в бытность руководителем Дома народного творчества?
– Совершая небольшой экскурс в историю, можно отметить ставшие традиционными и полюбившиеся народу международный фестиваль народного танца "Зори Алании", межрегиональные праздники героикоэпической песни "Горская песня", бальной хореографии, казачьей песни, праздники ремесел и осетинской эстрадной песни, расцвет народных театров, участвовавших в зональных смотрах, функционирование агиткультбригад, выставок самодеятельных художников, создание семейных творческих студий, возрождение школ плетения шелковых косынок и народных инструментов и многое другое. Доброй традицией стало и проведение мероприятий, посвященных прославленным мастерам сцены. Важно, что многие из этих инициатив заканчиваются обсуждением и разбором программы коллективов и отдельных номеров. Регулярно издавались и репертуарные сборники, буклеты, книги.
– В том числе – в помощь самодеятельным хореографическим коллективам…
– В советские времена в республике было около 220 профессиональных и самодеятельных коллективов, покорявших своим искусством танца строгие жюри всесоюзных и международных фольклорных конкурсов.
Одним из старейших из них являлся народный ансамбль танца "Кафт", основанный в 1957 году. Его первым руководителем был танцорлюбитель Солтан Тавасиев. Коллектив, в частности, был признан лучшим на международном фестивале фольклора горных земель "Золотая Чупага" в Польше среди участников из 19 стран, на всероссийском фестивале детского художественного творчества "Самоцветы России" в Иванове среди 24 коллективов. Или же – заслуженный ансамбль народного танца "Терек", имеющий более 300 дипломов и грамот за успешное участие в фестивалях, смотрах и конкурсах самого разного уровня. Основатели – заслуженный артист СОАССР В. Дзеранов и народный артист СОАССР К. Цаболов. Вместе с известными балетмейстерами З. Битаровым, Б. Сопоевым, Ю. Бараковым, Г. Созаевым они сделали все, чтобы обучить навыкам хореографии сотни молодых юношей и девушек.
Знаковым в деятельности тогдашнего Центра народного творчества было активное участие в разработке и реализации программ возрождения и развития традиционной народной культуры. Совместно с республиканским министерством культуры была разработана программа "Возрождение и сохранение народных промыслов, исконных художественных ремесел, самодеятельного изобразительного искусства Осетии".
Одним словом, каждое мероприятие, будь то фестивали, конкурсы, выставки, давало возможность выявлять проблемы развития того или иного жанра, прослеживать, как меняются ценностные ориентиры участников, коллективов, исполнителей и авторов, как сохраняется преемственность традиций национальных культур и стимулируется развитие народного искусства.
– Какие инициативы тогдашнего Центра народного творчества вы считаете наиболее знаковыми?
– Те, которые были связаны с пропагандой праздников осетинского народа, причем как общенациональных, так и тех, которые сплачивали народ в конкретных ущельях или населенных пунктах. Грандиозным праздником стал День Хетæджы Уастырджи, организованный по инициативе министра культуры, затем – секретаря СевероОсетинского обкома КПСС Солтанбека Таболова. Или же – празднества в Даргавсе, Дагоме, Горном Карца, Архонской, Ардоне… Единомышленниками организаторов тогда были Созрыко Цагараев, Дзибул Торчинов, Кайтмырза и Сергей Кайтмазовы и многие другие старейшины.
Особняком стоит праздник поэзии и фольклора "Нар", впервые организованный в 1990 году и долгое время ежегодно проводившийся на родине основоположника осетинского литературного языка Коста Хетагурова. Или же – международный фестиваль народного танца "Зори Владикавказа", которым в том же году центр "пробивал окно в Европу". В нелегкие для страны и республики времена к нам приезжали коллективы изза рубежа, завязывались или укреплялись дружеские связи с ними.
Интересно, что "Зори Владикавказа" через четыре года переродились в первый международный фольклорный фестиваль "Танцы над Эльбрусом". Таким образом, инициированная нами "эстафета" была продолжена коллегами из КабардиноБалкарии. Что ж, дружим культурами – дружим и народами, потому как лучшие наши коллективы затем нанесли ответные визиты в Италию, Францию, различные регионы самой России.
У осетин лучше, чем у соседних народов, сохранились традиции героической песни, и в настоящий праздник превращалось проведение фестиваля "Горская песня". Выходил даже сборник таких песен с богатым нотным материалом, сразу же ставший библиографической редкостью. Так же как "Гимн Иристону" Аркадия Ачеева с произведениями для смешанного, женского и детского хоров.
Достойный вклад Центр народного творчества внес и в возрождение народных инструментов, за изготовление которых в середине 90х годов взялись Сослан Моураов и Эльбрус Кантемиров, а также появление при филармонии оркестра народных инструментов Олега Ходова.
Отдельно хотел бы отметить большую работу методиста центра Зои Габуевой. Ее заслуги в области пропаганды народного творчества неоценимы. Таких подвижников во все времена были единицы.
Многое из заложенного ранее реализуется коллективом и сегодня, проводится масса новых мероприятий. А это значит, что Ее Величество Культура попрежнему растит талантов во благо всех нас…