Ответ на заданный читателем вопрос содержится в статье под названием "Ног дзуар", помещенной в 90-м номере газеты "Терская жизнь" за 1914 год. В ней говорится, что городская управа разрабатывает проект устройства дачного городка. Среди мест, подлежащих разбивке под дачные участки, может оказаться так называемая "Молельная поляна". В связи с этим осетины направили в управу коллективное прошение о том, чтобы "Молельная поляна" осталась неприкосновенной. При этом они сообщили интересные сведения о ней и об истории владикавказских осетин.
"В начале ХIII века грузинская царица Тамара для утверждения христианства среди осетин-горцев построила храм в древнем осетинском селении Майрамы-кау (селение Марии), и прислала туда в дар родственному народу образ Божией Матери, по преданию, написанный ее придворным иконописцем. Образ этот прославился вскоре чудесными знамениями, и осетины стали называть его Ног-дзуар, то есть Новой святыней.
Во второй половине ХVIII столетия осетины, добровольно вступившие в подданство России, стали переселяться из горной полосы на плоскость и селиться в соседстве с русскими. Одна большая партия осетин прибыла из селения Майрамы-кау, захватив с собою дар царицы Тамары – чудотворную икону, и обосновалась в Моздоке. Здесь же осталась и чудотворная икона, известная ныне во всей России под именем "Моздокской чудотворной иконы Божией Матери Иверской".
Другая партия осетин из селения Майрамы-кау и Даргавсского ущелья перешла на место нынешнего Владикавказа и образовала осетинский аул под названием Капкай. Жители Капкая продолжали питать к своей древней святыне, находившейся в Моздоке, глубокую веру и уважение. Связанные благоговейно благодарственными воспоминаниями со своей древней святыней, осетины облюбовали место к юго-востоку от города, на возвышенной равнине, среди лесной поляны с громадным развесистым деревом, и посвятили это место имени Божией Матери, или Ног-дзуара, для всенародных молитвенных собраний в честь Ее.
В дупло заветного дерева был вложен образ Божией Матери".
Ежегодно в августе осетины собирались здесь для молитвы. В начале ХIХ века, в 1814 году они построили свою церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Каждый год перед престольным праздником (8 сентября ст.ст., 21 сентября н. с.) осетины, сопровождаемые духовенством Осетинской церкви, шли на молельную поляну, где после торжественной общественной молитвы устраивали трапезу и национальные увеселения.
Во время холерной эпидемии 1892 года многие осетины, одетые в рубище и с босыми ногами, дни и ночи проводили в коленопреклонной молитве у Ног-дзуара.
После окончания эпидемии на молельной поляне была построена каменная часовня.
В 1914 году причт и прихожане Осетинской церкви подали прошение в городскую управу о признании за осетинами права на беспрепятственное пользование для религиозных целей "Молельной поляной" размером в 3 десятины с лесом на ней. Заканчивалось прошение следующими словами: "Пусть с высоты этой рощи, увенчанной символом православной веры – святым крестом, и впредь возносятся к небесам, вместе с ароматом цветов и щебетаньем птиц, дивные звуки священной молитвы тысячи уст ко Творцу о счастье и благополучии Белого царя и граждан города Владикавказа".
Революционные события и более чем 70-летняя борьба с религией не прошли бесследно. И со временем истинная история и назначение этого святого места были утрачены и заменены другими представлениями, приобрели другие названия.
О православном характере празднования, осуществляемого на "Молельной поляне", свидетельствует и время его проведения – конец августа, поскольку 28 августа отмечается один из двунадесятых православных праздников – Успение Пресвятой Богородицы, и в этот же день, согласно православному календарю, чествуется икона Божией Матери "Моздокская", то есть (Ног-дзуар), которую более 200 лет назад переселившиеся с гор осетины поместили в дупло огромного дерева, растущего на "Молельной поляне"...
Кстати, треугольная форма ритуальных осетинских пирогов не была случайной. Объяснение этому можно найти в книге дореволюционного православного писателя С. Нилуса "Великое в малом", где написано следующее: "Святая Христова Церковь, как известно, допускает изображение Пресвятой Троицы фигурой равностороннего треугольника, обращенного вершиной вверх" и поэтому, как писал этнограф Вилен Уарзиати, ритуальную пищу готовили с соблюдением строгих правил. Процесс приготовления места и пирогов проходил в полном молчании. Женщины тщательно мыли руки и повязывали головной платок так, чтобы он прикрывал рот.
При молитве мужчины обнажали головы, что было недопустимо при других обстоятельствах. Молились, обратившись лицом на восток. В конце молитвы произносили слово "аминь". Все это – элементы православного богослужения. Думаю, эти сведения актуальны и в преддверии всероссийского празднования 1100-летия Крещения Алании. Как и то, что благочестивые предки жителей Осетинской слободки на протяжении более 200 лет вплоть до революции на "Молельной поляне" возносили молитву "Ног дзуару" – образу Моздокской Иверской Божией Матери.