Интересно, что в Берлине искусство граффити, порой непривычное, неожиданное и непонятное, с конца 70-х не просто прижилось, а пустило глубокие корни.
Сегодня Берлин – это столица стрит-арта, он пестрит работами известного художника Бена Вагина, братьев-близнецов из Сан-Паулу Os Gêmeos, чьи работы представлены не только на фасадах домов всего мира, но и в знаменитых музеях и галереях, многих других художников.
По словам участников творческого слета, "здесь не занимаются вандализмом городских улиц и исторических зданий, а рисуют яркие и интересные картины на стенах отдаленных от центра заброшенных локаций".
Кстати, в столице Германии даже имеется Национальный урбанистический музей. В 1990-е и 2000-е на берлинских фасадах начинают появляться всемирно известные муралы, государство и владельцы зданий приглашают знаменитых художников рисовать за гонорары. А знаменитая стена – галерея под открытым небом – сегодня – одна из самых посещаемых достопримечательностей города.
"Нас пригласили в Берлин около месяца назад. Принимающая сторона позаботилась обо всем, о чем только можно. Нам практически сразу же оформили визы, встретили в аэропорту, поселили в гостинице, в шаговой доступности от метро. В первый же день мы побывали на экскурсии по городу, был у нас и переводчик, так что проблем с взаимопониманием не возникало. Берлин – это город контрастов, но атмосфера творчества создавала ощущение уюта и даже спокойствия. Мы увидели энергичных ребят, которые поделились с нами знаниями и опытом: как получить разрешение на рисунок, как выбрать место, где он будет располагаться и т.д., узнали очень много нового", – рассказала Дзерасса.
"За два дня мы увидели и посетили разные места, где соседствуют легальный и нелегальный стрит-арт. Кстати, берлинская полиция отслеживает незаконные объекты. Очень впечатлило здание новой церкви. Были у нас встречи с местными художниками. Особенно запомнилась встреча с автором по прозвищу Алеша, он создает невероятное граффити, где буквы в текстах буквально "играют". Художник рассказывал нам о поездке в Америку, о том, как в Берлин пришла культура хип-хопа, как в годы анархии все было дозволено, о том, как постепенно стрит-арт был узаконен. Отчасти граффити в Берлине коммерциализировано, мы видели гигантский мурал с изображением красивой девушки с напитком в руках, это нас огорчило. Одно дело, когда ты создаешь что-то от души и твое творение несет художественный нравственный посыл, а подобное изображение обесценивает все приложенные усилия", – делится мыслями Темболат.
Как рассказал Альберт, в первый день ребята работали на заднем дворе
французского культурного центра. На блоках из пенопласта были созданы своеобразные эскизы, к примеру, Темболат Гугкаев изобразил открытый холодильник, внутри которого – космос, а на полках – планеты и туманности.
А уже на второй день наши художники побывали в "Мауэрпарке", что дословно переводится как "парк стены". Название напоминает посетителям о располагавшейся на его территории части Берлинской стены и полосы отчуждения.
В парковой зоне имеется стадион, а за ним – длинная стена, где может рисовать каждый, кто пожелает.
Темболат изобразил на стене мальчика, выдувающего огромный мыльный пузырь, внутри которого – космос. Пока он создавал свое творение, подошел кто-то из местных жителей и рассказал, что раньше там был его рисунок. Альберт нарисовал три силуэта, наверное, несложно догадаться, чьи: свой, Темболата и Дзеры. А Дзера изобразила кусочек Осетии – вид на Столовую гору.
Безусловно, за последнее десятилетие уличное искусство сильно выросло во всем мире. Граффити усыпан не только Берлин, но и Прага, Великобритания, Нью-Йорк, Париж, Барселона… И теперь это уже не просто надписи, слова, знаки, рисунки и изображения, которые давно вышли за пределы политпропаганды, – сегодня уличное искусство способно рассказать целую историю о культуре и жизни народа без единого слова... Пожалуй, именно эту цель и преследуют наши "порталовцы".