Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

Есть только МиГ и небо

[B]К 90-летию нашего земляка, Героя Советского Союза П. М. Остапенко[/B]

17 сентября с.г. исполняется 90 лет со дня рождения нашего земляка. В г. Жуковском пройдет ряд мероприятий, посвященных этому событию.

Это имя я запомнил со школьных лет, точнее, с 1962 года, когда он установил на самолете Е-166 свой первый мировой рекорд высоты в горизонтальном полете – 22670 метров. Об этом тогда сообщили все центральные газеты. Потом были еще 7 рекордов скорости и скороподъемности. Имена ведущих летчиков двух истребительных КБ (Микояна и Сухого) В. Ильюшина, А. Федотова, П. Остапенко знала вся страна. В СМИ тогда были такие приоритеты…

В 1996 году отмечали 100-летие владикавказской СШ №11. В одной из публикаций по этому случаю П. М. Остапенко упоминался как бывший ее ученик. Я не поверил этому и пришел в школу. Завуч В. Е. Торганчук рассказала мне, что лично знает Героя – он с детства учился и дружил с ее свекром и даже был у нее на свадьбе. Посланное мной П.М. Остапенко письмо осталось без ответа, но это не смутило меня. В мае 1998 года, будучи в Москве, я через Героя России, заслуженного летчика-испытателя СССР А. Муравьева нашел телефоны Петра Максимовича и позвонил ему, а 8 мая по приглашению приехал в г. Жуковский. Он очень тепло принял меня, пригласил на дачу. До двух часов ночи по моей просьбе Петр Максимович рассказывал о своей полной событиями жизни, коллегах-летчиках и самолетах. А утром разбудил меня и проводил на электричку – в Москве меня ждали друзья и праздник Победы на Поклонной горе.

С того дня у нас с Петром Максимовичем сложились дружеские, теплые отношения.

Сам он приехал ко мне уже осенью 1998 года, а потом приезжал почти каждый год, до 2006 г., иногда и дважды. Я познакомил его с сотнями людей, организовывал встречи со школьниками, суворовцами, сотрудниками милиции, воинами, проходившими обучение на Дарьяльском горном полигоне, с ветеранами, выступления на ТВ.

Примечательна биография знаменитого земляка.

Петр Остапенко родился в ст. Прохладной в 1928 году. Когда ему не было еще и четырех лет, семья переехала во Владикавказ. В нашем городе Петя рос, учился и начал трудиться.

В 1947 г. П. Остапенко поступил в Армавирское авиационное училище. В 1951 г. вместе с ним его окончил еще один наш земляк – Ю. Карасев, ныне покойный. До 1958 года Петр служил в родном училище инструктором. В 1958 г. окончил ускоренный курс школы летчиков-испытателей министерства авиационной промышленности. Из их выпуска шеф-пилот КБ Микояна Г. А. Седов выбрал трех летчиков: И. Кравцова (разбился в 1965 г.), П. Остапенко, А. Федотова (разбился в 1984 г.). С того дня у Петра Максимовича в трудовой книжке была только одна запись.

Петр Максимович испытывал все самолеты КБ, пошедшие в серию: МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31, а также ряд экспериментальных самолетов, образцов бортового оружия и оборудования.

Перехватчики МиГ-25, а затем МиГ-31 стали шедеврами мирового самолетостроения, а последний вот уже 33 года остается непревзойденным в мире и надежно охраняет небо России. За его создание П. М. Остапенко и его товарищи удостоились в 1981 году Государственной премии СССР в области науки и техники.

Были у нашего героя и аварийные ситуации. Я знаю о четырех. У МиГ-25 была конструктивная особенность – на околозвуковой скорости при определенном режиме он переворачивался и становился плохо управляемым. Летчики КБ знали об этом. И когда Петр Максимович попал в эту ситуацию, он не растерялся. Хотя, может быть, в тот момент на его голове и добавилось седин. Однажды на МиГ-23 остановился двигатель, запустить его не удавалось, но пилот смог посадить машину, несмотря на то что тяжелые реактивные самолеты практически не планируют. Генеральный конструктор двигателя А. Люлька лично приехал на аэродром, чтобы пожать отважному летчику руку.

20 сентября 1979 г. на завершающем этапе испытаний МиГ-31 в машине с бортовым номером "011" после взлета с полными баками с интервалом в 20 секунд загорелись двигатели. Шансов спасти тяжелую машину (46 тонн) не было изначально. Но командир корабля в течение 7 минут боролся за спасение перехватчика. И лишь когда до земли оставалось 350 метров, Петр Максимович дал команду своему штурману Л. Попову: "Леня, прыгай!" А сам катапультировался на высоте 80 метров. Спасением стал взрыв самолета под летчиком – купол успел наполниться.

Почти треть века провел в небе наш героический земляк, налетал около 5000 часов, из них испытательных – более 3500, а самолеты снились ему еще долгие годы.

8 апреля 2012 г. нашего дорогого земляка, одного из самых выдающихся летчиков прошлого века не стало. Хоронили Героя со всеми почестями, какие положены лучшим сынам Отечества. Мэрия г. Жуковского, РСК "МиГ" и ЛИИ им. Громова сделали все, чтобы достойно проводить почетного гражданина города в последний путь. Была на прощании и делегация земляков из Осетии.

Автор: Петр ГЕРИЕВ

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1634

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика