[B]Острой как для компаний-поставщиков, так и для горожан теме платежей за ЖК-услуги было посвящено заседание рабочей группы под председательством заместителя главы АМС Владикавказа Майрана ТАМАЕВА.[/B]
Для разговора в его рабочем кабинете собрались замминистра ЖКХ Маирбек Хасцаев, депутат парламента Георгий Остаев, руководитель центра общественного контроля в сфере ЖКХ Александр Купцов и директор Владикавказского информационно-расчетного центра Сосланбек Цебоев. Главным вопросом было выполнение программы по переходу на единый платежный документ (ЕПД) по коммунальным платежам.
В соответствии с федеральными законами и утвержденной "дорожной картой" для нашей республики это должно произойти до конца года. Во Владикавказе, Алагирском и Моздокском районах ЕПД готовит и рассылает ВИРЦ, руководитель которого кратко доложил о проводимой работе: за год внедрения новой программы электронного формирования ЕПД ВИРЦу удалось включить в него практически все жилищно-коммунальные услуги. В настоящее время продолжается сложнейшая деятельность по сверке с нашей базой данных платежей населения с данными всех поставщиков услуг, сказал Сосланбек Цебоев. Наиболее полные и достоверные из них у энергетиков и газовиков, однако за основу базы для ЕПД уполномоченный правительством страны банк "АБ Россия" взял именно базу данных ВИРЦа. Ее и предстоит до конца года актуализировать по всем ЖК-услугам.
Несмотря на жесткие требования федерального закона об отражении ежемесячных начислений и платежей каждого абонента по всем ЖК-услугам в Государственной информационной системе ЖКХ эта работа ведется всеми поставщиками услуг в республике крайне плохо, считает Майран Тамаев. А между тем с нового года она станет обязательной для них, невыполнение будет серьезным нарушением закона. Если же не наладить ее уже сейчас, то в новый год республика не сможет войти с четко работающей системой начисления и учета платежей.
Эта тема заинтересовала Александра Купцова с точки зрения прав граждан. Его волнует довольно высокий градус напряженности среди потребителей, особенно старшего возраста, вызванный некорректными и непрозрачными данными в ЕПД о долгах населения за ЖК-услуги. В ряде случаев это несуществующие долги, в других случаях невозможно установить время и причины образования задолженностей.
Руководитель ВИРЦа признал наличие такой проблемы, но вновь напомнил, что к ее образованию привели незаконные действия поставщиков услуг, принимающих плату от населения, но не передающих эти сведения ВИРЦу. А без этого ни о какой корректности данных говорить не приходится. В этой связи он еще раз призвал жителей республики более активно и без нервов с платежными документами на руках проводить вместе с сотрудниками ВИРЦа сверку и коррекцию данных по своим платежам.
Любопытно, что даже руководители, участвовавшие в заседании, в разное время сами едва не стали жертвами или оказывались свидетелями незаконных действий сотрудников некоторых компаний-поставщиков ЖК-услуг. Причем в ряде случаев суммы платежей, принятые от абонентов без выдачи кассовых чеков, достигали нескольких десятков тысяч рублей.
Разумеется, по всем подобным фактам, сказал Маирбек Хасцаев, принимались административные меры, однако удивление вызывала и беспечность самих граждан, так бездумно расстававшихся с большими суммами. Неудивительно, что теперь они "перекочевали" в долги, а их бывшие хозяева безуспешно пытаются доказать свою правоту.
О непростых отношениях компаний-поставщиков ЖК-услуг и ВИРЦа при взаимном обмене данными по платежам населения сказал Георгий Остаев. Однако рецепт их налаживания прост, считает Сосланбек Цебоев, – это договор о сотрудничестве поставщиков и ВИРЦа и его неукоснительное соблюдение. А пока складывается ситуация, когда такие договоры либо не заключаются, либо нарушаются, о чем говорилось выше.
В ходе заседания представители различных государственных, муниципальных и общественных структур поднимали еще немало острых тем и вопросов, связанных с работой и развитием жилищно-коммунальной сферы, зависящими от полноты и ритмичности оплаты услуг населением. И, пожалуй, главным выводом встречи стала необходимость повышения взаимного доверия между поставщиками и получателями ЖК-услуг.