[B]Для нас уже стали привычными желтые и красные ценники в супермаркетах, особенно в известных российских торговых сетях. Скидка при покупке продуктов питания позволяет существенно экономить семейный бюджет, считают многие наши читатели, "охотясь" за акциями в этих магазинах. Так ли это на самом деле, мы решили проверить, сделав закуп в пяти магазинах Владикавказа в продолжение темы розничной торговли в сетевых точках.[/B]
Из всего списка продуктов, внесенных в России в продуктовую корзину, мы взяли восемь, на наш взгляд, самых необходимых и часто употребляемых: хлеб, рис, макароны, яйцо, молоко, чай, кофе и подсолнечное масло. Торговые марки выбрали наиболее известные среди моих коллег, ценовой диапазон – средний. Товары по скидкам и акциям исключили во всех торговых точках намеренно, чтобы получить реальное представление о базовых ценах. Ведь товары с желтыми ценниками составляют не более 10–15% на чеке среднестатистического покупателя.
Под видом реальных покупателей, точнее, журналисты такие же покупатели, как все остальные, мы приобрели в один из будних дней этой недели одинаковый набор продуктов как в местных супермаркетах "Стэйтон", "Наш" и "Забава", так и в федеральных – "Магните" и "Пятерочке". Результат нас не просто удивил, а обескуражил, так как самые низкие итоговые суммы на чеках оказались в местных сетях, а вот высокие – в федеральных! Впрочем, вы все можете увидеть сами:
Что же происходит, когда мы, выбирая товар с желтыми ценниками, то есть по сниженной и такой привлекательный цене, зачастую оказываемся у кассы с загруженной тележкой и приличной суммой на чеке? Ничего особенного. Это стандартные ходы, которые используют отделы маркетинга крупных сетей, воздействуя на психику человека. "Очаровываясь" привлекательными ценами товаров по акциям и под воздействием провоцирующих факторов, покупатель импульсивно закидывает в корзину и другие товары, не особо вглядываясь в цену. При этом необходимо понимать, что громадная скидка по желтому ценнику компенсируется высокой наценкой на остальной товар. Ведь никто не работает себе в убыток.
"Конечно, есть такие покупатели, которые приходят именно за скидками, – рассказывает продавец гипермаркета "Магнит", – сверяются со специальными приложениями, собирают данные по листовкам. Они – беда для магазина, ведь расчет всегда на то, что человек придет за скидкой, а вдобавок купит еще что-то. К счастью, таких немного, и доля спонтанных покупок по-прежнему велика".
Крупные департаменты маркетинга и рекламы, выделенные каналы поставок, минуя дистрибьюторов, особенно по молочной продукции, что, безусловно, отражается на цене – детали работы российских ритейлеров. Местным сетям трудно конкурировать в этих направлениях, но при этом, как мы видим по нашему закупу, цены по некоторым позициям равны, а по остальным – ощутимо ниже. Может, стоит сейчас развернуться и зайти в супермаркет местной сети, пройтись, оценить ассортимент, в том числе готовой кухни, чистоту, качество обслуживания и, конечно, цены!.. Вдобавок вспомнить, что здесь пироги выпекает ваша соседка, а знакомый фермер привозит сюда свою продукцию, директор тоже живет рядом с нами в нашей республике, часто незаметно помогая социально незащищенным слоям населения… А все вместе мы, ежедневно делая обычные покупки, можем поддерживать и развивать местный бизнес, а значит – улучшать социально-экономическое положение РСО–А.