– 28 августа "СО" опубликовала материал "Раздвоение единых платежей", в котором рассказала о новом едином платежном документе за жилищно-коммунальные услуги, рассылаемом "Единым расчетным центром". В нем мы задались вопросом: так сколько же "единых" платежных документов (ЕПД) может быть в природе?
Не успела высохнуть типографская краска, которой была написана эта статья, как в наших почтовых ящиках появился новый ЕПД, на сей раз от вас – ВИРЦа! Причем отличить вашу платежку от ЕРЦшной их родная мать не сможет! Так по каким из них платить?
– Действительно, до настоящего момента ситуация складывалась неоднозначная не только для получателей жк-услуг, но даже их крупных поставщиков. В одном из интервью вашей газете я уже рассказывал, что в нынешнем году идет масштабная работа по переводу оплаты всех жк-услуг по ЕПД. В ней задействованы не только муниципальные органы, организации и предприятия, но и республиканские отделения Россетей и Газпрома, а также правительство республики и акционерный банк "АБ "Россия".
Разумеется, сведение в единую информационно-платежную систему такого количества участников, десятками лет работавших по отдельности, – сложнейшая организационная и техническая задача. В ходе ее решения менялись роли прежних участников и появлялись новые участники.
Некоторое время назад внедрение ЕПД в нашем федеральном округе правительство страны возложило на банк "Россия", сотрудничающий с работающей в нашем регионе платежной системой "Мостпэй". Параллельно банк "Россия" изучал возможность сотрудничества с нашей организацией, и сегодня мы являемся его подрядчиком по формированию ЕПД в Северной Осетии.
Вот почему в течение года жители Владикавказа могли получать ЕПД как от субагентов системы "Мостпэй", так и от ВИРЦа.
– Этим объясняется внешнее сходство ваших последних платежек и ЕРЦ?
– Да, разработчиком формы и внешнего вида ЕПД является АБ "Россия", независимо от того, кто занимается его рассылкой по нашей республике. По этой же причине неважно, по какому из этих ЕПД и где произведена оплата жк-услуг, все деньги все равно пройдут через АБ "Россия" на счета предприятий-поставщиков жк-услуг.
– А как нам, потребителям, расценивать то, что в едином платежном документе присутствует единственный платеж – за газ?
– Во-первых, такая ситуация не у всех абонентов. В августе мы разослали ЕПД 206 тысячам абонентов, и у 7 тысяч из них в квитанциях были указаны все услуги, кроме горячей воды и отопления. У остальных абонентов в квитанциях пока могут значиться одна или две услуги, как правило, – газ и свет. Это потому, что энергетическая и газоснабжающая организации имеют прямые договора о сотрудничестве с АБ "Россия" на федеральном уровне.
Мы же как подрядчики АБ "Россия" в Северной Осетии сводим в единую базу сведения об абонентах от всех поставщиков услуг на территории нашей республики. К августу мы смогли сделать это лишь по названным 7 тысячам. В сентябре цифра выросла уже до 135 тысяч абонентов, а до конца года мы планируем полностью завершить эту работу. И с нового года все абоненты республики будут получать полноценный единый платежный документ.
– Вы говорите о республике в целом, хотя называетесь "Владикавказским" центром…
– Федеральные закон и правительство поставили перед республикой задачу до 1 января будущего года внедрить единый платежный документ, что может обеспечить только единый оператор. Как я уже говорил, на территории нашей республики ВИРЦ является подрядчиком АБ "Россия" по составлению и ведению единой базы всех жк-платежей и на ее основе – изготовлению и ежемесячной рассылке ЕПД.
В связи с этим мы обязаны расширять зону своей деятельности за границы Владикавказа и уже работаем в Алагирском и Моздокском районах, а в ближайшие дни наши пункты откроются в Ардоне и Октябрьском.
– То есть со временем ВИРЦ будет присутствовать во всех районах республики?
– Да, и при этом мы резко увеличиваем количество своих пунктов по приему платежей. За год их число выросло с 15 до 20, и только в этом месяце во Владикавказе появились сразу три пункта по адресам: Весенняя 39, Морских пехотинцев, 11 и Пушкинская, 45.
Также на базе некоторых пунктов мы создаем центры обслуживания. Они отличаются не только большей пропускной способностью абонентов, пришедших оплатить услуги, но и тем, что у них будут полномочия и технические возможности по корректировке коммунальных долгов.
К середине октября мы рассчитываем открыть первый ЦОН во Владикавказе на ул. Галковского, 233, а в первой половине следующего года – еще пять. Они будут равномерно расположены в лево- и правобережной части столицы.
– Это просто необходимо на фоне ваших же ЕПД с многотысячными сомнительными долгами.
– Я уже не раз разъяснял и причины образования несуществующих долгов населения, и сложности законодательного уровня по их ликвидации. Скажу еще раз: мы ведем большую работу с организациями-поставщиками по сверке данных о платежах за все услуги по каждому абоненту и очистке будущей единой республиканской базы данных от несуществующих долгов.
В этой связи я настоятельно прошу помощи у наших клиентов. Вы значительно облегчите жизнь нам и себе и ускорите наведение порядка в системе учета платежей, если представите нашим сотрудникам квитанции, подтверждающие отсутствие у вас коммунальных долгов.
В то же время мы не будем мириться с реальными долгами и злостными должниками! Как только реальность долга будет нами установлена, мы направим должникам уведомления, а если это не поможет, обратимся в суд.
– Пока ситуация с долгами полностью не прояснена, можем ли мы частично оплачивать суммы, указанные в ЕПД?
– Да, это ваше право.