[B]"Самобытное хореографическое искусство не только объединяет народы, но и способствует пропаганде народной хореографии, расширению и укреплению международных культурных связей, сохранению самих национальных особенностей в народном танце. Важны и аспекты интернационального и патриотического воспитания подрастающего поколения, а также формирования эстетических вкусов аудитории", – подчеркивали участники "круглого стола" на тему "Проблемы развития народной хореографии", прошедшего в рамках VIII международного фестиваля народного танца "Зори Алании", посвященного памяти заслуженного деятеля искусств РФ Хаджисмела ВАРЗИЕВА.[/B]
В свою очередь, для развития данного вида искусства необходимы повышение исполнительского и балетмейстерского мастерства в комплексе с системой полноценного обмена опытом. А еще настало время смелых и неожиданных экспериментов, естественно, с сохранением традиций народного танца.
Именно этот момент выделили в своих выступлениях директор Республиканского дома народного творчества Министерства культуры РСО–А Валерий Цариев (коллектив под его руководством и выступил организатором традиционного фестиваля) и президент Ассоциации домов (центров) народного творчества ЮФО, директор Ростовского областного дома народного творчества Александр Ларионов.
Форум с участием специалистов из Азербайджана, Армении, Таджикистана и Ростовской области еще раз показал, что танцевальные коллективы в самых разных регионах продолжают передавать характер нации, пропагандируя ее обычаи и традиции. При этом повышается роль балетмейстера – "ювелира, шлифующего материал", как сказала в своем докладе завотделением хореографии Республиканского колледжа искусств им. В. Гергиева Лидия Дзугутова.
О новаторстве в танцевальном искусстве говорили главный балетмейстер Дома народного творчества Ростовской области Виктория Колесникова и художественный руководитель и главный балетмейстер образцового детско-юношеского ансамбля "Владикавказские аланы" Зелимхан Козаев. Их выступления иллюстрировали, соответственно, казачьи и осетинские танцы.
Актуален и вопрос использования фольклора в современной народной хореографии, и здесь также наработаны свои методики и определены пути развития, о которых рассказала ведущий специалист РДНТ Азау Абаева. Грамотному хореографу следует хорошо знать "генетический код" передачи наследственности, т.е. те музыкально-пластические мотивы, ритмоформулы, композиционные приемы, которые являются как бы квинтэссенцией национального в хореографии и могут стать живым ядром, основой нового сценического танца. Здесь для полного успеха необходимо совмещение знаний фольклориста и таланта постановщика в одном лице…
Участники "круглого стола" не отрицали и факт такого досадного явления, как чрезмерная стилизация народного танца, в результате чего от него остается лишь внешне эффектная, нарядная, виртуозно-техническая композиция, только лишь по внешним признакам именуемая народным танцем. Современные веяния, ритмы и движения обязательны, но свои танцевальные композиции следует создавать на основе подлинных народных танцев и бережно относиться к стилистической интерпретации материала – вот в чем заключается, по мнению специалистов, требование времени. Именно в этом случае старые и новые танцы не только "уживаются", но и влияют друг на друга, творчески обогащая и развивая народный танец.
Для развития национальной хореографии необходима государственная поддержка, выражающаяся в разумном планировании в области образования. Необходимо, чтобы в учебных заведениях, готовящих кадры для учреждений культуры и искусства, комплексно реализовывались в учебных программах занятия по изучению науки танца, по особенностям костюма, праздникам и обрядам и т.д.