[B]Как-то укоренилось, что под каникулами понимаются только летние месяцы, а вот осенние, зимние и весенние перерывы в учебе для многих детей нередко остаются почти ничем не запоминающимися. Да и чем занять детей, когда погода за окном не позволяет сильно разгуляться. Вот и сводится все свободное время к шатанию по дворам или просиживанию за компьютерами или телевизорами. Хотя вряд ли многих это устраивает, особенно родителей и учителей, да и, собственно, учеников. [/B]
"Экотуристические лагеря – хорошая возможность решить проблему детского досуга, но путевки туда стоят порой немало и не по карману многим жителям нашей республики. Это и понятно, ведь организация таких лагерей с соблюдением всех правовых норм делает ее сложной и дорогостоящей, а положиться на кого попало, рискнув своими детьми, мало кто из родителей согласится", – отмечает организатор "Каматахостел" в с. Камата в горной Дигории Сергей Селезнев.
Сергей рассказал об успешном опыте проведения осеннего эколагеря. С 21 по 28 октября в нашей республике побывали школьники из Москвы. Учителя физкультуры и труда одной из московских школ предложили детям поехать в Осетию и провести свои каникулы в экотуристическом стиле. Конечно, возникает резонный вопрос: что особенного в этом формате?
– Сегодня, когда мы слышим слово "хостел", возникает устоявшееся представление об этом виде гостевых домов. Но если вспомнить, как появились первые хостелы, то история очень интересна. Немецкий учитель Рихард Ширман решил вывозить по выходным своих учеников за город. Школьники были из бедных семей, и гостиницы им были просто не по карману. Поэтому они ночевали в местных школах, которые были закрыты по выходным и каникулам. Так в 1909 году появился первый хостел, который сначала был открыт в школе, а затем переехал в замок Алтена, где и существует до сих пор. Конечно, сегодняшние хостелы – это далеко не те, какими они были вначале. Теперь они больше похожи на мини-гостиницы, да и создаются совсем не по той причине, которая вынудила Ширмана открыть свой первый хостел. Но вопрос школьного туризма в период каникул при скромных бюджетах остается открытым и сейчас. Собственно, то, как провели свои каникулы эти третьеклассники, и есть образец того, как можно решить эту проблему, – говорит Сергей Селезнев.
Чтобы понять всю прелесть пребывания в эколагере, достаточно познакомиться с распорядком дня. Он включает в себя завтрак, экскурсию по историческим, культурным и природным памятникам Осетии, обед (иногда он бывает в формате перекусов на маршруте), ужин, лекции по географии, биологии, истории и культуре Северной Осетии, правила восхождений в горах, мастер-классы и прочие мероприятия, которые легко подстроить под школьную программу, а она может плавно перейти из теоретической в практическую плоскость изучения родного края, психологические тренинги на сплочение коллектива, патриотизм, любовь к семье и природе…
"Очень хочется, чтобы не только учителя и ученики из Москвы находили возможность провести свои каникулы таким образом, но и наши местные", – отметил Сергей.
По мнению Сергея, такой формат намного интереснее и полезнее, хотя в чем-то и сложнее. Если отмести организационные вопросы, то очень много плюсов: во-первых, дети не предоставлены самим себе, пока их родители работают, более того, они продолжают находиться под контролем педагога в образовательной среде. Во-вторых, и это главный момент, участие в смене учителей создает новый уровень взаимоотношений "учитель – ученик", который может качественно повысить эффективность образовательного процесса в школах. В-третьих, такой формат увеличит багаж знаний детей о родном крае, особенно равнинной части республики, ведь мало какие школы имеют возможность вывезти детей в горы.
"Быть может, подобный опыт работы придется по душе нашим педагогам и родителям. А мы с радостью станем проводниками детей в интересный и незабываемый мир гор", – сказал в завершение беседы Сергей Селезнев.