[B]За 23 года своего существования Государственный Дигорский драматический театр создал богатый и разнообразный репертуар. Несмотря на ограниченные материальные возможности, он регулярно радует зрителей новыми постановками, о которых говорят, которые получают на театральном пространстве республики широкий резонанс – и становятся событиями. [/B]
Художественному руководителю театра, народной артистке РФ Ларисе Гергиевой удалось собрать и сплотить в его труппе яркие актерские индивидуальности вокруг интересно мыслящей режиссуры. Общее повышение тонуса творческой жизни в коллективе (а свидетельства этого – и улучшение трудовой и профессиональной дисциплины, и укрепление реноме театра как в республике, так и за ее пределами) и есть результат усилий, приложенных в последние годы художественным руководством Дигорского театра, чтобы встреч с каждым его спектаклем зрители ждали как праздника.
Театр как вид искусства и сегодня, в наше непростое время, остается воспитателем душ. Публика ждет от него разъяснения моральных и общественных явлений и проблем, которые ее волнуют. Жизнь и судьба человека на различных этапах мировой и отечественной истории, духовный мир современника – все это всегда в центре внимания Дигорского театра. А одной из традиций осетинского национального театрального искусства, в свою очередь, всегда был показ на сцене живой жизни народа. Хорошие пьесы на эту тему не стареют. Потому театр и обратился к известной комедии классика осетинской драматургии Ашаха Токати "Женихи".
Лариса Гергиева верит в сотрудничающие с Дигорским театром молодые силы и доверяет им сложные постановки на его сцене. Вот и к работе над этой пьесой она привлекла молодого, способного режиссера Казбека Джелиева и талантливого художника-дебютанта Давида Найфонова.
Главные герои "Женихов" – это герои недавнего прошлого нашей истории. Пьеса написана в жанре народной комедии, а рассказывает о жизни осетинских сельчан 1960–1970-х годов прошлого века. В основу ее положен конфликт, который в советской драматургии того времени был очень распространенным: соревнование двух колхозных бригад. Однако герои соперничают не только за то, кто его выиграет: между поклонниками главной героини пьесы – Мадинат – идет еще и соперничество за ее сердце.
Центральные персонажи спектакля – люди, сильные своей убежденностью в правильности своего дела, верой в свое будущее и в будущее родной республики и страны. Но ничто человеческое им не чуждо, а в сложных житейских перипетиях им помогают остроумие и находчивость. Автор удачно использовал в "Женихах" традиции устного осетинского народного творчества, и именно это и обеспечило пьесе любовь уже не одного поколения зрителей. Эта легкая, веселая комедия и сегодня так и просится на сцену. А комедию надо уметь ставить и играть. И Казбек Джелиев вновь доказал этой постановкой, что умеет создавать на сцене целостный образ спектакля, обогащенный яркой творческой фантазией режиссера и актеров.
Спектакль решен в реалистической манере. А самое главное то, что он щедро заряжает зрителя верой в человеческую чистоту. Казбеку Джелиеву как режиссеру вообще свойственно стремление среди многих вариантов того или иного эпизода, которые рождаются на репетиции, по-хорошему дотошно искать лучший, хотя это и затрудняет работу актера над ролью. Но зато готовый спектакль блещет новизной интересных решений. И в этой постановке он так же ярко продемонстрировал склонность к поискам небанальных режиссерских ходов и средств выразительности, которые придают спектаклю свежесть и не дают зрителю скучать. Крепкий ансамбль исполнителей в сочетании со всем этим тоже обусловил заслуженный успех "Женихов" у публики.
Несомненная удача спектакля – образ первого и в труде, и в веселье неутомимого озорника Уари в исполнении заслуженного артиста РСО–А Астика Арсагова.
Артист с большим тактом и в то же время очень сочно сыграл остроумного шутника, заводилу и парня-рубаху. Этот герой не только покоряюще обаятелен: он – вдохновитель всей любовной линии комедии. Астик Арсагов использовал в этой роли широкий спектр своих актерских возможностей – и использовал щедро и искрометно.
Серьезный и энергичный Заурбег в исполнении Станислава Кесаева и его любимая, обаятельная и волевая Мадинат – Лиза Гелиева – были на сцене правдивы и органичны. Подкупает то, как передано актерами в спектакле чувство, соединившее их героев: оно – очень чистое, лирически трепетное и по-осетински целомудренное. Искренностью и теплотой дышит в спектакле игра таких актеров, как Ф. Бичилова (Дзго), Дж. Галачиев (Хабос) и И. Дашиев (Кази). А отрицательные персонажи пьесы, неудачливые женихи Сауджен – И. Саракаев и Гуга – Я. Калабеков, "сваха в фуражке" Мутул – З. Токати – уже одним своим появлением на сцене вызывали у зала смех, и аплодисментов на долю играющих их актеров тоже досталось немало. Артисты колоритными красками раскрасили образы этих своих героев – представителей того типа людей, который и сегодня никуда из нашей жизни не ушел: ловчил и махинаторов, самоуверенно считающих, что абсолютно все в этой жизни, в том числе и настоящая любовь, покупается и продается.
Гармонично вплелись в канву спектакля и образы девушек из комсомольских бригад: З. Хадаева, В. Агузарова, А. Нигколова, И. Баграева и Д. Гергиева играли их легко и задорно, чем и радовали зрителя.
Режиссер стремился выстроить на сцене целостное, гармоничное и полное жизнеутверждающей энергетики действо. Он придал спектаклю вместе с молодым художником Д. Найфоновым и артистами настоящую праздничность, яркость и жизнерадостность. Особая "изюминка" постановки – ее насыщенность "живой" музыкой и песнями. Нельзя не отметить и блистательную игру М. Чельдиевой, которой была поручена в "Женихах" роль подвыпившего гармониста – роль без слов, получившаяся у нее просто феерической. И это звуковое ощущение жизни 60–70-х годов прошлого века, погружающее зрителя в светлую ностальгическую атмосферу ретро, тоже добавило спектаклю праздничности и тепла.