Прописка жителей Молодежного – не более, чем формальность. По сути, они не могут свободно обратиться за помощью ни в медучреждение, ни отдать детей в школу, а коммуникации, которые вообще не состоят на балансе ни в одной профильной организации, то и дело выходят из строя, делая непригодным для жизни и без того запущенный поселок. Последней каплей стал град, прошедший в июне 2016 года. Эпицентром ЧС стал именно Пригородный район: с. Гизель и пос. Молодежный. Однако по сей день десятки семей не могут получить обещанные компенсации за нанесенный стихией ущерб. Казалось бы – 10 тысяч на каждого члена семьи, в условиях ремонта деньги не такие уж большие, однако если они положены и обещаны, то почему их не могут получить люди, прошедшие за это время не одну инстанцию и доказавшие: они имеют право на компенсацию наравне с другими пострадавшими.
"К кому мы только ни обращались – ничего. Все крыши, все дома оказались побиты градом. А так как мы нигде не состояли на учете – никак нас не передадут ни в Пригородный район, ни во Владикавказ, – о нас просто забыли, – рассказывает одна из местных жительниц Индира Цаболова. – Наши подвалы тогда оказались полностью залиты водой – спасибо, помогли спасатели, выделили машину, откачали воду, а вот крыши у некоторых протекают по сей день, от чего во многих домах сырость. В нашем многострадальном поселке проживают преимущественно многодетные семьи и пенсионеры, и даже та небольшая сумма материальной помощи, которая положена нам как пострадавшим в результате стихийного бедствия, является для нас необходимой и ощутимой, так как ущерб был нанесен значительный".
В администрации Пригородного района людям посоветовали обратиться в суд, чтобы доказать сам факт проживания в поселке и получить хоть какую-то регистрацию, а заодно и потребовать признания на получение компенсаций, что они и сделали. В феврале 2017 года иски около 25 семей поселка Молодежного на получение единовременной материальной помощи были удовлетворены. Решением суда их включили в дополнительный список на получение компенсаций. "Руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 г № 110 "О выделении бюджетных ассигнований из Резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", ст.ст. 194–198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признать право на получение единовременной материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией 5 июня 2016 года", говорится в решении Пригородного районного суда.
Прокуратура района также встала на защиту людей, признав, что права жителей были нарушены, в связи с чем по результатам проверки надзорным ведомством в адрес главы АМС МО "Пригородный район" было внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства и привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
Однако даже с решениями суда и защитой прокурора люди по сей день так и не могут получить свои деньги – речь идет в общей сложности о 2,5 млн рублей на весь поселок. Теперь им предлагают вновь пройти судебные процедуры, чтобы… суд переписал свое решение и отдельной строкой указал источник финансирования. Тем временем жители опасаются, что сроки исковой давности истекут.
– Все необходимые документы были направлены в МЧС РФ на согласование по выплатам, однако они предлагают нам изменить трактовку судебных решений – чтобы наш суд в резолютивной части указал источник финансирования, то есть – Резервный фонд Правительства РФ, – так прокомментировал ситуацию замглавы администрации местного самоуправления муниципального образования "Пригородный район" Георгий Габараев. – Мы пытаемся объяснить, что это требование – абсурдно, поскольку суд признал за людьми их право на получение компенсации, все остальное в законе уже прописано – порядок выплат, откуда идет финансирование. Но даже если предположить, что нужно изменить решение, то территориально нашему органу это неподсудно. Если мы говорим о том, что деньги должны выплачиваться из Резервного фонда РФ, получается юридическая казуистика. У людей не было регистрации, но они по факту здесь проживали, этот факт в суде учли – других препятствий быть не должно. Есть соответствующие критерии: бремя ответственности ложится на бюджет в зависимости от последствий ЧС. В данном случае произошла ЧС регионального характера, а значит, ответственность несет республиканский бюджет. Однако в законе прописано, что если в регионе средств на ликвидацию последствий ЧС недостаточно, он имеет право обратиться в Резервный фонд РФ для осуществления этих выплат. Но почему-то в наш документ уперлись в МЧС РФ, и далее идти не получается, предлагают внести изменения в решение суда. И вопрос повис в воздухе.
Между тем коттеджи, построенные по программе "Молодой семье – доступное жилье", до сих пор так и не введены в эксплуатацию и не переданы никому на баланс. Возможно, если бы это было сделано вовремя, доказывать людям свои права по нескольку раз в суде не пришлось бы. Ведь именно с этого момента начинается цепочка проблем, решить которые для начала поможет поиск ответственных. Сегодня их просто нет. Как нет ответственных за то, что до сих пор неукоснительное к исполнению решение федерального судьи игнорируется.
Впрочем, как отмечает министр имущественных отношений Руслан Тедеев, "в настоящее время прорабатываются возможные пути исправления ошибок, допущенных предыдущим руководством дирекции молодежных жилищно-строительных программ республики, которая являлась исполнителем целевой программы "Молодой семье – доступное жилье" на 2003–2007 годы".
"Основная проблема – в очистных сооружениях, на которые отсутствуют какие-либо правоустанавливающие документы. Именно это мешает сегодня оперативно закрыть вопрос в целом. Плюс ко всему – очистные сооружения не работают и остро нуждаются в ремонте", – так прокомментировал сложившуюся ситуацию с административной принадлежностью поселка Руслан Тедеев. Он отметил, что эти обязательства на себя берет правительство республики, и до конца года вопрос планируется закрыть.
"Ввиду того что собственник очистных сооружений неизвестен, мы не исключаем возможности признания их бесхозным объектом, в этом случае он принимается на учет органом, осуществляющим госрегистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого он находится, и впоследствии регистрируется за ним на праве собственности", – резюмировал он.