[B]Ликвидировать педагогическую запущенность детей, начиная примерно с 3 класса, и тем самым улучшить практически нулевые на сегодня показатели по выступлениям ребят из республики на всероссийских школьных олимпиадах – это одна из задач, решение которой предстоит в рамках реализации "Стратегии социально-экономического развития Северной Осетии до 2030 года".[/B]
Стратегия представляет собой комплексный подход к развитию региона, следовательно, особое место в ней уделяется системе образования. Перед этой сферой ставится глобальная, но вполне выполнимая цель: трансформироваться в соответствии с потребностями экономики и общества. Для этого нужно, по меньшей мере, консолидировать все уровни образования в республике и максимально эффективно наладить их взаимодействие как между собой, так и со смежными направлениями. Об этом и многом другом говорилось во время общественных дискуссий "Стратегии-2030" по части образования, на которые собрались представители разных сфер. Основным докладчиком была и.о. министра образования и науки РСО–А Людмила Башарина, которая рассказала о пяти основных проектах, реализуемых в рамках нового курса развития. В перечне региональных программ – развитие математического, химико-биологического образования, развитие системы допобразования и работы с одаренными детьми, подготовка кадров для системы образования и для экономики республики. По каждому из этих основных направлений разработаны подпрограммы, часть из которых уже взята на вооружение и к нынешнему дню есть первые результаты. Так, в детский лагерь "Сириус"
(г. Сочи), который предлагает углубленное изучение точных предметов для школьников, демонстрирующих успехи в математике, информатике, физике, химии и биологии, в этом году прошли отбор и были отправлены 12 детей. Также для решения сразу двух стратегически важных задач к работе в математических секциях и кружках привлекаются студенты.
"С одной стороны, детям намного интереснее строить общение с близкими по духу педагогами. А с другой, мы тем самым хотим завлечь и увлечь будущих специалистов для работы в школе, ведь кадры, в частности, учителя математики, практически все возрастные, и через несколько лет дефицит педагогов только увеличится", – подчеркнула Людмила Башарина.
Естественно, что уровень и качество образования напрямую связаны с кадровой политикой. Поэтому в подготовке специалистов, в том числе и педагогов, были выделены в два отдельных направления. В программу, итогом которой должны стать квалифицированные кадры на рынке труда Северной Осетии, включено 9 основных пунктов. Авторы предлагают начать с анализа реализуемых программ профессиональной подготовки и изменения республиканского перечня профессий и специальностей, востребованных на рынке труда. Планируется участие работодателей в подготовке кадров – в принципе, все то, что и должно быть. А еще выявление наиболее актуальных на сегодня специальностей – это результаты регулярного мониторинга, без которого невозможно здоровое взаимодействие образования и экономики.
"Предусматривает ли стратегия развитие искусственного интеллекта, в связи с чем уже через несколько лет ряд профессий будут признаны устаревшими?" – спросил один из присутствующих на дискуссии студентов. Конечно, "Стратегия-2030" еще не предусмотрела появление симпатичных человекоподобных роботов, но вопрос вполне резонный, учитывая скорости развития современных технологий. На этот случай в документе прописано создание Центра опережающей профессиональной подготовки, который и должен держать руку на пульсе информационных перемен.
Задаваемые участниками обсуждения вопросы выходили за рамки стратегии, но показывали то, сколько острых проблем есть в системе образования. Невозможно переступить через них, чтобы двигаться дальше и при этом надеяться на успешный результат: "Все решения, о которых мы сегодня говорим, так или иначе придется вписывать в то, что Россия наметила в этом направлении, потому что мы не можем рассматривать себя отдельно, – подчеркнул взявший слово депутат Парламента РСО–А, доктор экономических наук Нох Токаев. – Нужно констатировать, что не хватает нам грамотных постановок и подходов, а все потому, что нет знающих специалистов. И очень опасен несистемный подход к реализации стратегии". По мнению профессора, современные учителя перегружены участием и подготовкой школьников к различным мероприятиям. Не отрицая их значимости, Нох Токаев считает, что нужна градация и выборка действительно нужных и важных проектов: "Прежде всего, нужно разобраться с общим образованием, ведь школы – это первичное звено. У нас то и дело возникают различные центры, а по сути образованием никто не занят".
До своего окончательного принятия "Стратегия-2030" будет еще обсуждаться на парламентских слушаниях. К тому же каждый из участников прошедших дискуссий по завершении встречи мог заполнить специальные анкеты, внеся свои замечания и предложения. С надеждой на эффективные перемены.