На нем было предложено ввести специальную образовательную программу для вузов по межэтнической журналистике, возродить систему повышения квалификации как минимум для журналистов, работающих с межэтнической тематикой, и создать банк обмена этнокультурным видеоконтентом для региональных телекомпаний. Прозвучали предложения о том, как удержать в медиапространстве межэтническую и этноконфессиональную тематику на высоком, качественном уровне.
Обсуждалась и самая важная проблема функционирования медиа в регионах – где взять деньги. Глава Департамента по национальной политике Управления внутренней политики Администрации Президента РФ Татьяна Вагина предложила выработать критерии, определяющие необходимость господдержки СМИ. По ее мнению, неэффективно "госсредства размазывать на всех тонким слоем". "Если в регионе, где люди говорят на родном языке, 3–5% населения читают прессу на нем, то СМИ должна быть гарантирована господдержка", – отметила она.
На форуме признали, что основными проблемами являются невысокая квалификация журналистов и отсутствие специалистов для работы со СМИ в национально-культурных организациях, а также неумение выстраивать взаимоотношения с госструктурами. Не раз звучали слова о том, "в своем маленьком СМИ мы делаем то, что захотим сами". Однако, как показывает практика, это не всегда идет на пользу дела.
В России зарегистрировано более 70 тысяч СМИ, из них чуть больше 2 тысяч – на языках народов России. В основном это газеты, где контент намного меньше, чем телеканалов и радиостанций, вещающих на национальных языках.
По словам президента Гильдии межэтнической журналистики, члена президентского совета по межнациональным отношениям Маргариты Лянге, межнациональная тема считается неприбыльной для СМИ и нерекламоемкой. В некоторых национальных республиках потихоньку исчезают издания на языках народов России. "К примеру, в Калмыкии и Бурятии, похоже, не осталось ни одного районного издания на национальном языке", – добавила она.
Владимир Соловьев, председатель Союза журналистов России, отметил, что этнические СМИ порой попадают в порочный замкнутый круг, когда из-за отсутствия профессионалов начинают переводить материалы чуть ли не из "Википедии" с русского языка на свой родной и выдают это все за национальную журналистику. "В результате падает популярность этнических изданий, а национальные газеты читает только старшее поколение", – сказал спикер. Но есть и положительные примеры. В Татарстане, Якутии, Чечне, Северной Осетии, по его словам, существует весь спектр национальных СМИ, радио, ТВ и газет для детей и взрослых.
Ярким событием медиафорума стал запуск проекта по созданию банка обмена этнокультурным видеоконтентом для региональных телекомпаний. Символическую красную кнопку старта нажали представители 10 региональных телеканалов из Новосибирска, Удмуртии, Северной Осетии, Оренбурга, Томска, Ямала, Екатеринбурга, Бурятии, Карачаево-Черкесии и Марий Эл. Это позволит ретранслировать качественный этнокультурный контент этих каналов на аудиторию численностью в 12,5 млн человек. Платформу для обмена видеоматериалами планируют запустить в 2019 году. Нашу республику представляло национальное телевидение – "Осетия-Ирыстон".
Декан факультета журналистики МГУ имени Ломоносова Елена Вартанова презентовала коллегам программу обучения журналистов и квалификационной переподготовки, которая потом заинтересованно обсуждалась на отдельной площадке форума. Программа, разработанная в МГУ, станет основой для обучения по межнациональной тематике в профильных вузах страны.
Как отметила Маргарита Лянге, в стране назрела необходимость не только озвучивать проблемы, но и предлагать свои решения власти для наиболее эффективной работы сообщества СМИ, освещающих межнациональную тему. "Нужно улучшить наши взаимоотношения, чтобы в информационном пространстве России наконец-то в полный голос зазвучали темы межэтнических отношений и нашего этноконфессионального многообразия", – подытожила она.
Вечером участники медиафорума побывали на красочной церемонии награждения победителей Х юбилейного конкурса "СМИротворец", которая проходила на главной сцене музыкального театра "Геликон-опера" и собрала более 500 человек. В конкурсе приняли участие 1049 СМИ, жюри отобрало лучшие работы из 10396 представленных из всех 85 регионов страны.
Владимир Путин в своем поздравлении, которое на открытии церемонии зачитал заместитель начальника Управления Администрации Президента РФ по внутренней политике Михаил Белоусов, отметил "рост престижа конкурса, его популярность". "СМИротворец" направлен на раскрытие мощного просветительского, созидательного потенциала отечественной журналистики, укрепление ее роли в развитии гражданского общества, в решении вопросов, связанных с гармонизацией межнациональных и межконфессиональных отношений, утверждением традиционных морально-нравственных ценностей, принципов гуманизма и патриотизма", – отметил президент.
В каждой номинации: "Печать", "Радио", "Телевидение", "Интернет" "Детские и молодежные СМИ" – награждали две группы победителей, из федеральных/региональных СМИ и этнических/локальных. Во второй группе победителей в номинации "Телевидение" Национальная компания РСО–А "Осетия-Ирыстон" заняла третье место.
В финале церемонии на сцену были приглашены все победители конкурса "СМИротворец", причем не только этого года, но и всех предыдущих лет, а также артисты, выступившие на вечере, и члены оргкомитета конкурса. Маргарита Лянге, инициатор конкурса и президент Гильдии межэтнической журналистики, поздравляя победителей, сказала:
– У нас страна талантливых, фантастически талантливых журналистов! Спасибо вам за это ощущение любви. Сегодня главные слова звучали о ней и взаимном уважении, а хорошая журналистика – это всегда про любовь. Здорово, что у нас все получилось! Переходим во второе десятилетие!