– Прокурорский надзор включает в себя целый спектр вопросов землепользования: при предоставлении и изъятии земель, использовании и охране, переводе из одной категории в другую, налогообложении, регистрации прав на землю, осуществлении государственного надзора за использованием и охраной земель, предупреждение иных правонарушений. О значимости этой работы можно судить даже по тому факту, что приказом Генпрокурора РФ от 7.12.2007 г. № 195 прокурорам предписано сосредоточить усилия на надзоре за исполнением законов о земле.
Если говорить о городе, то здесь есть своя специфика. Например, в этом году приоритетными были вопросы обеспечения законности издаваемых органами местного самоуправления правовых актов о предоставлении земельных участков, соблюдения порядка выдачи документов на строительство объектов, исполнения собственниками и землепользователями участков требований законодательства при их использовании и распоряжении, земельных участков без правоустанавливающих документов.
– Какова последовательность действий прокуратуры в случае выявления нарушений земельного законодательства?
– Приносим протест, если вопрос касается незаконных правовых актов, направляем исковое заявление в суд, вносим представление должностному лицу об устранении выявленных нарушений закона. За последние три года прокуратурой таким образом выявлены 1650 нарушений закона, принесены 525 протестов на незаконные правовые акты, направлены в суды 150 исковых заявлений, внесены 343 представления об устранении выявленных нарушений закона, в результате рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 151 должностное лицо, к административной – 123, объявлены 9 предостережений о недопустимости нарушений закона, по 27 материалам прокурорских проверок возбуждены 29 уголовных дел.
– Откуда может поступать информация в ваше ведомство по поводу нарушений закона?
– Наряду с самостоятельным выявлением нарушений закона прокуратура проводит проверки по жалобам и обращениям граждан, организаций и ведомств. Так, в 2018 году по вопросам земельного и градостроительного законодательств поступило свыше 60 жалоб и обращений граждан. Надо сказать, это незначительно, но больше, чем в прошлом году, что свидетельствует о повышающемся уровне доверия граждан.
Вместе с тем процент удовлетворенных жалоб невысок и составляет 12,4%. В данном случае можно говорить о недостаточной осведомленности граждан в рассматриваемой сфере, что частично объясняется тем, что в 2017–2018 гг. вводились изменения федерального и республиканского законодательств в земельной и градостроительной сферах, происходило перераспределение полномочий между муниципальными образованиями районного и сельского уровней.
Конечно же, не обошлось без нарушений. В 2017 году по результатам рассмотрения протестов прокуратуры правительством республики были приведены в соответствие с федеральным законодательством. Порядок подготовки и выдачи разрешений на строительство, реконструкцию градостроительных объектов и Порядок ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов. Внесены 29 представлений, опротестованы 48 незаконных нормативных актов, прокурорами Моздокского, Пригородного, Ирафского и Алагирского районов направлены 70 информаций с предложениями о разработке или приведении в соответствие с федеральным законодательством административных регламентов.
Кроме того, по нашему предложению на заседании парламента в октябре этого года в Закон РСО–А от 25.04.2006 г. № 24-рз "О местном самоуправлении" внесены изменения, касающиеся порядка проведения публичных обсуждений по проектам генпланов, застройки и землепользования, размещения их в Интернете, а также в части норм законодательства в сфере индивидуального жилищного строительства. В планах – внесение акта прокурорского реагирования в правительство в части приведения в соответствие с федеральным законодательством административных регламентов по предоставлению услуг минстроем, так как изменен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию. Предусматривается ряд нововведений в части подготовки проектов объектов капитального строительства, межведомственного взаимодействия и др.
– Как защищаются права граждан в рассматриваемой сфере?
– Прокуратурой осуществляется надзор за соблюдением порядка рассмотрения обращений граждан о предоставлении земельных участков, информирования населения об их предоставлении, за соблюдением порядка предоставления земельных участков на аукционах. В данной области нами отмечается негативная динамика правонарушений. Так, за 9 месяцев текущего года органами прокуратуры республики выявлены 668 нарушений законов, что на 24,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Возросло количество выявленных прокурорами противоречащих требованиям законодательства правовых актов (со 156 до 182). Увеличилось вдвое количество направленных в суды исковых заявлений по вопросам признания заключенных договоров купли-продажи земельных участков недействительными (с 43 до 90).
По выявленным нарушениям закона прокурорами внесены 120 представлений против 100 в 2017 году. Возбуждены 55 дел об административных правонарушениях, в следственные органы направлены 9 материалов о проведении доследственных проверок, по результатам возбуждены 6 уголовных дел.
– Можно ли выделить наиболее распространенные нарушения земельного законодательства?
– Нашему ведомству часто приходится сталкиваться с фактами самовольного занятия и использования земельных участков, ведения строительства и эксплуатации объектов без разрешительных документов. Только в этом году прокуратурой возвращены в муниципальную собственность земельные участки общей площадью 3,8431 га.
Так, по результатам рассмотрения представлений прокурора Владикавказу возращены 3 земельных участка, которые незаконным путем были оформлены в частную собственность. Отменены правовые акты АМС г. Владикавказа о проведении аукциона на право заключения договоров аренды 12 земельных участков для строительства в связи с отсутствием документации о технических условиях подключения объекта строительства к сетям инженерно-технического обеспечение, а также 2 земельных участка, расположенных в зоне лесов, общей площадью 1,4 га. По этой же причине признан недействительным договор аренды земельного участка общей площадью 2500 кв. метров, заключенный между АМС Ардонского городского поселения и ООО "Дорожник".
Последний пример – в ноябре этого года удовлетворен иск прокуратуры республики о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка площадью 0,9216 га, заключенного между ООО "Парус" и АМС г. Владикавказа, и возвращении земельного участка в муниципальную собственность.
Хочется, воспользовавшись возможностью, предупредить граждан, что в случае несоблюдения земельного законодательства можно лишиться не только права на землю, но и потерять находящиеся там постройки, которые подлежат сносу. Речь идет, в частности, о фактах неправомерного предоставления земельных участков в нарушение режима использования установленных территориальных зон. В настоящее время в Арбитражном суде РСО–А рассматривается исковое заявление прокуратуры республики с требованием о сносе самовольной постройки площадью 2560 кв. м на земельном участке, расположенном в рекреационной зоне г. Владикавказа. Дело в том, что земельный участок, находящийся в собственности муниципального казенного учреждения "Владикавказский городской лес-экология" и отведенный под парки и скверы, самовольно используется ООО "Да" под автостоянку грузовых и легковых транспортных средств. Кроме того, прокуратурой республики фиксируются также факты нарушения порядка проведения аукционов на право заключения договоров аренды земель.
В будущем году прокуратурой планируется только активизация надзорной деятельности в этой сфере. Проведение проверок на плановой основе с учетом анализа сложившейся ситуации на местах. В настоящее время осуществляются подготовка планов, нацеленных на выявление и пресечение фактов нарушений требований законодательства в рассматриваемой сфере, привлечение виновных к ответственности, обеспечение соблюдения порядка изъятия земельных участков и возвращения их в собственность законным владельцам.