[B]Когда комиссия при Счетной палате Российской Федерации по вопросам методологии обобщила опыт профильных органов субъектов страны по фактам неэффективного использования ресурсов, то выяснилось, что эти региональные структуры используют разные подходы в своей работе. Это объясняется отсутствием единой классификации методик. Поэтому при аудитах, проверках применяется собственный наработанный опыт. Есть такой опыт и у контрольно-счетных органов Северной Осетии.[/B]
Проведя в прошлом году 23 контрольных мероприятия, они установили более 20 случаев неэффективного использования бюджетных средств на сумму 95,3 млн руб. В этом году проведено 13 таких мероприятий, выявлено 12 случаев расходования на 11,1 млн руб. Так, в настоящее время в ходе проверки медицинских учреждений ревизоры контрольно-счетной палаты (КСП) республики выявляют неиспользуемое длительное время дорогостоящее медоборудование.
Аналогичные нарушения зафиксированы и в учреждениях, подведомственных министерству спорта: спортивное оборудование не эксплуатируется, а лежит на складе. Проведенной проверкой эффективности использования спортивного инвентаря установлено, что в ГБУ "Спортивная школа олимпийского резерва тхэквондо" простаивают 4 единицы оборудования стоимостью 631,7 тыс. рублей. Данное нарушение КСП РСО–А в соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса РФ квалифицирует как неэффективное использование бюджетных средств, выразившееся в нарушении принципа экономии.
В Спортивной школе олимпийского резерва по тяжелой атлетике с 2016 года не эксплуатируются 6 единиц спортивного инвентаря общей балансовой стоимостью 1,7 млн руб. – до сих пор они лежат на складе в упакованном виде. Подобное нарушение выявлено и в СДЮСШОР по легкой атлетике.
А в Республиканской детской клинической больнице на момент проверки – год назад – не эксплуатировалось медицинское оборудование на сумму 36 млн руб. Такая практика наблюдается и в ряде других больниц. Приобретенное с 2005 по 2011 год Комитетом РСО–А по занятости населения оборудование также не используется до настоящего времени.
Как неэффективное расходование бюджетных средств КСП республики квалифицирует некоторые нарушения, связанные с начислением и выплатой денежных средств. Так, в республиканском противотуберкулезном диспансере начислялись и выплачивались стимулирующие выплаты за работу в сельской местности в размере 25% к должностному окладу, в то время, как это учреждение находится в административных границах Иристонского округа г. Владикавказа. В сумме выплаты составили 9,4 млн рублей.
Завышение оплаты стоимости коммунальных услуг из-за отсутствия приборов учета потребления – тоже неэффективное использование бюджетных средств, как и сверхнормированные потери, например, тепловой энергии котельной.
Из этой же серии нарушения, связанные с необоснованным завышением закупочных цен по сравнению со среднестатистическими ценами, сложившимися на территории РСО–А на момент закупок, так же как и завышение сметной стоимости строительно-монтажных работ из-за несоблюдения положений методики определения стоимости строительной продукции.
Некоторые из приведенных фактов, отнесенных к неэффективному использованию ресурсов, можно было бы квалифицировать как нарушения. Но для этого нужны их единая классификация, совершенствование учета их выявления, формирование учетных и отчетных данных контрольно-счетных органов всех уровней в едином порядке.
Мнение Контрольно-счетной палаты РСО–А по порядку расчета объемов неэффективно расходуемых ресурсов таково: он должен указывать органам исполнительной власти субъектов РФ на такие потери, как, например, упущенная выгода. Это мнение было высказано в докладе "Проблемы отражения неэффективных расходов бюджетных средств" зампредседателя КСП по РСО–А Казбеком Бекоевым на заседании Совета контрольно-счетных органов при Контрольно-счетной палате РСО–А. Прошло оно под руководством председателя КСП РСО–А Инала Калицова. В заседании также приняли участие полномочный представитель Главы РСО–А в Совете муниципальных образований Геннадий Родионов, полномочный представитель Парламента РСО–А в Совете муниципальных образований Виталий Назаренко.
В ходе заседания были рассмотрены и другие вопросы. Инал Калицов проанализировал работу КСП районов республики, сформулировал задачи контрольно-счетных органов. Напомнил о требовании руководителя КСП РФ Алексея Кудрина о том, что стратегический аудит должен составлять в деятельности контрольно-счетных органов не менее половины. То есть, работа от процесса переходит на результат.
Геннадий Родионов положительно оценил взаимодействие КСП РСО–А с коллегами из муниципальных образований, отметив, что оно могло бы стать примером для других субъектов РФ.