[B]Государственный Дигорский драматический театр живет непросто, как непросто живут и многие другие театры в регионах России, не имеющие достаточных материальных возможностей для того чтобы ставить сегодня спектакли с таким же размахом и на такую же широкую ногу, как театры столичные. Но мудрость художественного руководителя, возглавляющего такой сложный творческий организм, как театр, как раз и заключается в осознании: стоять на его "капитанском мостике" – это ответственно. Жизнь труппы, уровень ее внутреннего достоинства, планка серьезности ее подхода к работе на сцене – все это во многом зависит от того, кто ею руководит. [/B]
У художественного руководителя Дигорского театра, народной артистки РФ Ларисы Гергиевой, есть и творческая отвага, и умение стратегически планировать работу коллектива, и вера в силы, возможности и перспективы театра. Есть и счастливый дар открывать зрителям республики новые талантливые имена. И потому у Дигорского театра сегодня есть свое лицо. Свой самобытный почерк. Это – театр, на сцене которого можно экспериментировать, фантазировать, дерзать, апробировать интересный постановочный материал.
Очередной такой эксперимент, представленный этим творческим коллективом вниманию юных зрителей Владикавказа, получился, хочется подчеркнуть сразу, удачным. А обогатился репертуар Дигорского театра, адресованный детворе, навстречу новогодним праздникам спектаклем по сказке осетинского писателя Созрыко Бритаева "Дзег сын Дзега". Идея этой постановки принадлежит самой Ларисе Гергиевой. А доверила она работу над ней молодому режиссеру, выпускнику Театрального института им. Б. Щукина Ацамазу Качмазову и молодому художнику, выпускнику Московского государственного академического художественного института им. В. Сурикова Давиду Найфонову.
За эту постановку режиссер взялся не просто с энтузиазмом – с азартом. И вместе с командой таких же молодых и горячо вдохновившихся этим проектом актеров создал полноценный и яркий зрелищный спектакль для детей. Автором инсценировки "Дзега сына Дзега", литературный первоисточник которой входит в золотой фонд осетинской детской литературы и любим в Осетии уже не одним поколением маленьких читателей, тоже стал сам Ацамаз Качмазов. А главных героев сказки – отважного юношу Дзега и прекрасную дочь Солнца Зарину – сыграли в спектакле актеры Тамерлан Гуцаев и Диана Гергиева.
Смотрится постановка с удовольствием и на одном дыхании. Для ее молодого режиссера это – дебют перед владикавказским зрителем. Причем дебют, подтвердивший: молодость постановщика в руках опытного и талантливого художественного руководителя театра – вовсе не минус, а, наоборот, плюс. Композиция действия точна, внутренняя логика спектакля прочерчена ясно, ритмическая и пластическая его партитура выстроена четко. Режиссер щедро использует на сцене приемы современной театральной выразительности – даже приемы из арсенала кинематографа, когда персонажи по ходу действия замирают перед зрителем как бы в стоп-кадре. И потому спектакль получился динамичным и по-хорошему современным.
Бытует стереотип, что ставить спектакли для маленькой публики легче, чем для взрослых. Да, сказка – всегда благодатный материал для воплощения на сцене, а юный зритель ее любит (особенно когда между "преданьями старины глубокой" и днем сегодняшним в спектакле выстраивается этак ненавязчиво цепочка мудрых, лукавых, а то и по-доброму озорных параллелей – с подтекстом "Сказка ложь, да в ней намек"). Но это никоим образом не значит, что такая постановка имеет право быть легковесной. И такой легковесности Ацамазу Качмазову в "Дзеге сыне Дзега" избежать удалось. Хотя сюжет сказки, казалось бы, прост: земной юноша влюбляется в дочь Солнца Зарину и ищет пути к завоеванию ее руки и сердца. При этом он не полагается на чудесное вмешательство в его судьбу волшебных сил: предприимчивость и упорство героя, в должной мере "приправленные" умом, отвагой, ловкостью и находчивостью, сами по себе есть волшебная сила, движущая сюжет. И главному герою сказки за упорство и доблесть воздается по справедливости.
Национальное начало в спектакле не просто играет иллюстративную роль: команда, работавшая над постановкой, прочувствовала его и творчески, и духовно. А мотивы национального колорита вплетаются в ткань разворачивающегося на сцене зрелища, в том числе, и как игровой элемент. И это театрально-игровое озорство встретило благосклонный и добрый отклик у юных зрителей в зале, судя по тому, как они принимали премьеру "Дзега сына Дзега".
Тяготение к выразительной яркой мизансцене, эпизоду, декорации, жесту, детали – это то, что сегодня придает своеобразие творческому почерку Дигорского театра и ощущается во всех его спектаклях. "Дзег сын Дзега" – не исключение. А наоборот, подтверждение: театр становится центром неравнодушного диалога поколений. О том, что – "на все времена".