[B]В республиканском Центре общественного контроля в сфере ЖКХ обеспокоены новым всплеском жалоб жителей Владикавказа и районов на действия газовиков. О причинах недовольства "СО" рассказал руководитель общественной организации Александр КУПЦОВ.[/B]
– Александр Петрович, что на этот раз беспокоит наших сограждан?
– Причины обращений разные, но их можно свести в три группы. Самыми массовыми за последнее время стали жалобы на претензии газовиков к заводским пломбам на счетчиках. Районные службы Алагирского, Правобережного и Моздокского районов объявили несоответствующими требованиям пломбы примерно на тысяче счетчиков и начислили их владельцам потребление газа за длительные периоды по нормативу, который значительно выше реального потребления.
С такими жалобами люди обратились не только в нашу организацию, но и в МинЖКХ республики. Насколько обоснованны претензии газовиков и жалобы наших сограждан, предстоит разбираться компетентным органам, в которые мы перенаправили поступившие к нам обращения.
– А какие проблемы входят в две другие группы?
– Все три группы проблем связаны с переводом жильцов на нормативный учет потребления газа при наличии счетчиков, но по разным причинам. Первую мы назвали выше, а вторая связана с пропуском сроков поверки счетчиков.
Здесь нередко возникает ситуация, когда владельцы счетчиков забывают об истечении срока их годности по заводской гарантии или после очередной поверки. И производят ее спустя несколько месяцев после окончания гарантии годности, когда газовики присылают им огромные счета, начисленные по нормативу.
Так вот, если пусть и запоздалая поверка подтвердит дальнейшую пригодность вашего счетчика, то вам обязаны аннулировать начисления по нормативу за весь срок до момента поверки и выставить счет за фактически потребленный газ, то есть по показаниям вашего счетчика.
Об этой ситуации ваша газета писала в мае прошлого года в статье "Долги" на весах Фемиды" ("СО", 14.05.2017 г.) И в ней правильно было сказано, что такое право потребителей газа закреплено ст. 157 Жилкодекса и решением Верховного суда РФ № ГКПИ 09-534, принятым еще в 2009 г.
Тем не менее поставщик газа отказывается исполнять эту норму закона в автоматическом порядке, то есть при поступлении таких требований своих абонентов. Напротив, с них продолжают требовать оплаты по начисленным нормативам и угрожают применить санкцию по отключению газа как к злостным должникам.
– Что же тогда является третьей проблемой?
– Немало случаев, когда после пропуска сроков поверки счетчиков люди их не сдают на поверку, а заменяют новыми. В этом случае описанное выше правило ст. 157 ЖК РФ уже не действует, и газовики вполне законно начисляют потребление газа по нормативу.
Размер ежемесячного нормативного потребления газа на отопление начисляется по площади жилья и одинаков для всех месяцев года, поэтому по нормативу вы платите за отопление и вне отопительного сезона.
Однако парадокс и несправедливость этого механизма начисления платы для владельцев частных домов в том, что люди еще во время отопительного сезона заплатили за отопление по счетчикам, которые в тот период были действующими: срок их годности истек после отопительного сезона. Тем не менее за период смены счетчиков с абонентов взимают плату по нормативу, в который заложена и плата за отопление.
На мой взгляд, это противоречит здравому смыслу и нарушает права абонентов, которые оплатили услугу по действующему счетчику. В этом случае при переводе таких абонентов на норматив газовики должны исключать из него составляющую на отопление и начислять плату только за подогрев горячей воды и на приготовление пищи.
За решением всех названных проблем мы обратились в прокуратуру республики и в начале будущего года надеемся получить исчерпывающие ответы по каждой из них.