Сколько ни искали повод придраться к уборке проезжей части, мы так его и не нашли – разве что выглянувшее солнышко "помогло" засоленным дорогам подтаять и превратиться в жижу, которую, надо отдать должное, тоже периодически счищали.
Другое дело – тротуары. Их безопасность настолько не внушала доверия, что многие пешеходы предпочитали передвигаться по обочинам дорог, невзирая на сугробы, оставляющие белые разводы на обуви. В центре Владикавказа таких скользких мест – чуть ли не на каждой улице. Там, где мелкие и побольше магазинчики рады своим клиентам, продавцы, с раннего утра вооружившись лопатой, усердно расчищали образовавшуюся за ночь наледь. Ближе к полудню этому примеру последовали и некоторые жители частных домов. Однако чтобы не стать очередным пациентом травмпункта, пешеходам в эти дни приходится прилагать максимум бдительности и проявлять чудеса равновесия. Такой, в частности, нам предстала улица Тамаева, таким же оказался спуск в один из самых востребованных подземных переходов на улице Кирова – по ступенькам скатиться вниз можно было разве что на ледянке или на собственной точке баланса.
Пешеходы своего возмущения не скрывали, видя заинтересованность десанта из ОНФ и журналистов с камерами, охотно обращали наше внимание на гололед, призывая местную администрацию выходить на расчистку наледи и снега, если нужно, даже по ночам.
– Мониторинг в рамках нашего проекта "Снежный фронт" показал, насколько быстро и качественно очищаются городские улицы и тротуары, в частности, – отметил Руслан Цагараев, сопредседатель регионального штаба ОНФ. – Видим, что в основном улицы чистые, снегоуборочная техника работает, наледи на дорогах практически нет. Но в то же время у нас немало вопросов к тому, как очищаются тротуары, каков доступ к социальным объектам и остановкам. Работа ведется не везде: где-то тротуары просто жители сами уже протоптали, местами, где прошлась техника, по краю дороги возле остановок образовались сугробы из грязного снега. И людям, чтобы сесть в общественный транспорт, приходится через них перепрыгивать. Мы бы хотели, чтобы этим объектам уделили внимание, потому что некоторым еще приходится и с колясками преодолевать эти преграды.
Обратить внимание на каждое замечание "фронтовиков" пообещал лично руководитель ВМБУ "Спецэкосервис" Владимир Хайманов. Застали мы его тоже во время рейда: инспектировал работу подчиненных. Остался доволен. Снегоуборочная техника уже стояла стройным рядком на приколе в "Спецэкосервисе" после проведенной утренней тяжелой работы, апельсиново отливая на ярком солнце. Последние "чистильщики" устало примыкали к этому ряду. Всего 15 красавцев. Однако для того чтобы справляться со стихией без нервных срывов, городу необходимо как минимум вдвое больше.
– Вся техника выехала в среду примерно в половине шестого вечера, – Владимир Хайманов кивает в сторону технопарка. – И она отработала на износ, ее не хватает. По нормативам на Владикавказ положено порядка 42 машин с подменным составом. А у нас их всего 15, и это – "алмазный фонд" нашего предприятия. Водители отработали вчера-сегодня за 36 машин. В половине десятого я их отпустил, чтобы отдохнули и были готовы выйти ночью, расчистить снова там, где не растаяло. Что касается небольших площадей – запускаем маленькие круглощеточные трактора, которых не хватает катастрофически. Тротуары узкие, лестницы-ступеньки, а кто-то еще машину припаркует: как прикажете чистить? Там, где это возможно – проспекты Коста, Доватора, на БАМе – там убирают, и претензий нет. Жалобы в основном идут из центра города – с улиц Куйбышева, Ватутина, К.Маркса. Где есть возможность – чистим. Но порой не то что тротуар – мы дорогу почистить не можем, потому что транспортом все заставлено. Но мы это делаем, работая, что называется, "на износ".
Износ касается не только "алмазного фонда предприятия" – водителей, но и техники. Вот трактор, способный в одиночку убрать половину всех тротуаров Иристонского района города. Ему всего два года. Сломался. Стоит, ждет заказанную деталь. Таких тракторов у предприятия всего четыре. Еще у одной зимней техники пробит радиатор – тоже на ремонте.
Работают еще два-три "лаповых" трактора. К "малышам" местные "кулибины", как ласково называет своих подчиненных директор "Спецэкосервиса", приспособили от "иномарок на пенсии" (владикавказцы наверное еще помнят компактные уборочные машинки "Johnston") пескоразбрасыватели, в которые насыпается соль или песко-соляная смесь для посыпки тротуаров.
– Мы это делали и вчера, и позавчера. Вся проблема в том, и я сталкиваюсь с ней постоянно, как бы не посыпали улицу, если она – теневая, и с крыши вода стекает, а трубы выходят на тротуар, то к утру снова наледь, – делится Владимир Хайманов. – То есть подсыпка идет регулярно, но чтобы пробить слой льда, нужно время.
Белые мешки с солью стоят вдоль забора предприятия и их количество уходит в даль. По словам руководителя учреждения, их не менее 1100 тонн. За один выезд ушло 197 тонн. Плюс – песок. Тем не менее настроен он довольно оптимистично: песка-соли на недолгие снежные дни должно хватить.