[B]С Нотно-музыкальной библиотекой ЦБС г. Владикавказа Республиканский дом народного творчества Минкульта РСО–А очень тесно сотрудничает вот уже около десятка лет. "Совместно с ее руководством и сотрудниками мы регулярно проводим в ее стенах выставки работ профессиональных и самодеятельных художников Осетии, концерты, встречи с известными в республике мастерами Прекрасного. А еще – семинары-практикумы с участием народных умельцев и педагогов дополнительного образования, которые занимаются возрождением традиционных осетинских ремесел и промыслов", – рассказывает заведующая отделом изобразительного и декоративно-прикладного искусства РДНТ, искусствовед Татьяна Остаева.[/B]
"Национальный осетинский костюм". Этой теме как раз и был посвящен очередной такой семинар-практикум, состоявшийся в Нотно-музыкальной библиотеке 18 января. Пригласили его организаторы принять в нем участие педагогов дополнительного образования из Центра эстетического воспитания детей "Творчество" г. Владикавказа: Залину Даурову – одного из лучших в республике знатоков секретов и техник осетинского золотного шитья и других видов старинного национального женского рукоделия, автора монографий по истории осетинского традиционного костюма и орнамента, и Розу Танделову – руководителя творческого объединения "Талатæ" ("Ростки"), действующего на базе городской СОШ № 13. О работе этого объединения, задача которого – знакомить детвору и молодежь республики в увлекательной интерактивной форме с традиционным укладом жизни, ремеслами, духовной и материальной культурой осетинского народа, не раз рассказывала и "СО". В том числе о поездках Розы Танделовой и ее ребят на фестивали, конкурсы, фольклорные и этнографические форумы в разные регионы СКФО и России, а также "под занавес" 2018 года – в Венгрию.
Гостями семинара стали студенты Владикавказского профессионального лицея № 4, старшеклассники из СОШ № 3, специалисты Национального музея РСО–А и постоянные читатели библиотеки, у которых он тоже вызвал самый живой интерес. "В нынешнем году в рамках полученного владикавказской ЦБС муниципального задания мы намечаем провести у себя в библиотеке цикл мероприятий, нацеленных на усиление профориентационной работы со школьниками и молодежью. И надеемся: эта встреча с известными в республике знатоками народных промыслов, вполне возможно, подтолкнет кого-то из побывавших на ней молодых людей попробовать себя в национальном осетинском рукоделии – и "заболеть" им", – поделилась с "СО" заведующая Нотно-музыкальной библиотекой ЦБС г. Владикавказа Марина Хачатурян.
…Какая сакральная символика издревле связывалась у осетин с такой важнейшей деталью и мужского, и женского костюма, как пояс, и почему без пояса, который народная традиция наделяла функциями оберега, было попросту недопустимо появляться на людях? Как кроились бешмет и черкеска? Как расчесывали осетинские хозяйки овечью шерсть, которая шла на домотканое сукно, на специальной чесалке-пирæн с острыми металлическими зубьями, насаженными на деревянную подставку? Как пользовались лучком для разбивания шерсти – фæдзæгъдæн, и как потом ее сучили и пряли? Как ткали осетинские мастерицы декоративную тесьму-галун – æлдымбыдтæ? Как у осетин валяли войлок?.. Обо всем этом участникам семинара Залина Даурова и Роза Танделова не просто рассказали – ярко и увлекательно. Вошел в его программу еще и мастер-класс по изготовлению элементов декора традиционного осетинского костюма.
В том числе, пуговиц-æгънæджытæ из шелковой тесьмы.
– Сегодня в республике появилось немало ателье, шьющих на заказ модную одежду, стилизованную отчасти, в каких-то деталях, под осетинский национальный костюм. В национальном свадебном наряде выходят замуж невесты, национальный костюм, уйдя из повседневного быта, обрел с некоторыми видоизменениями "вторую жизнь" на концертной сцене. Но тем больше ответственности ложится на мастера, который пошивом одежды в национальном стиле занимается. В особенности это касается именно сценического костюма. Потому что нельзя здесь в угоду зрелищности пренебрегать народными традициями, – подчеркивает Залина Даурова. – Прежде всего: орнамент, украшавший одежду, у осетин очень четко делится на женский и мужской. Женский костюм декорировался растительным орнаментом и геометрическим: такой его элемент, как треугольник, был символом трех ярусов мироздания – небесного, земного и хтонического, круг – символом вечности и бесконечности, квадрат – четырех времен года и сторон света, ромб – плодородия, достатка, изобилия… А орнамент на мужской одежде был рогообразным. Он представлял собой стилизованное изображение увенчанной рогами головы животного, с которым связывалась, в свою очередь, символика фарна. Сейчас, увы, в костюмах артистов иных наших хореографических коллективов подчас наблюдаешь в этом изрядную путаницу… Не говоря уже о том, что мужской костюм у осетин, которому были присущи сдержанность и простота, никогда не украшали золотым и серебряным орнаментом и аппликацией. Это – грубейшая ошибка современных модельеров…
– Наше творческое объединение часто приглашают участвовать в торжествах, проходящих во Владикавказе в День республики и города и в дни других массовых общегородских праздников. И когда наши девочки демонстрируют широкой публике традиционные техники и приемы ручной обработки шерсти, применявшиеся в горной Осетии, это всегда вызывает у зрителей просто огромный интерес, – рассказывает Роза Танделова. – Сегодня ведь из нашей жизни эти старинные технологии стремительно уходят. А с ними связан целый богатейший пласт материальной культуры нашего народа…
…Равнодушными к увиденному не остались и посетители семинара в Нотно-музыкальной библиотеке. Мастерицам задавали вопросы, молодежь увлеченно снимала происходящее в зале на смартфоны… "И очень радует, что интерес к этой теме у молодежи есть – в том числе, у будущих закройщиков, швей и модельеров, – отмечает Татьяна Остаева. – Потому что именно от нее зависит, будут ли жить в Осетии традиционные народные промыслы в новом, ХХI веке. А утратим мы опору на свои традиции – потеряем и свое этническое лицо…"