– В наше время все вверх дном, вот и появились такие необычные профессии. Долгое время и я считала свою профессию абсурдной, потому что ставить себя на место заказчика – это очень смелое решение. Нередко задавалась вопросом: как люди идут на то, чтобы позвать чужого человека, который, грубо говоря, наведет порядок в вашем доме на свой вкус? Но эти мысли лишь укрепляли мою ответственность и подход к работе и проектам, а практика показала правильность выбора.
– Значит, он был осознанный?
– Да, я хотела стать дизайнером с самого детства: взяв однажды в руки карандаш, я почувствовала, что хочу созидать. Как-то мне попалась на глаза история Коко Шанель, которая и затянула меня в мир моды. Поначалу готовилась стать модельером, но при поступлении в вуз рука сама вывела слово "интерьер".
– Где ты обучалась искусству дизайна?
– Начинала во Владикавказском институте моды, причем поступила туда абсолютно осознанно в возрасте 25 лет. К тому времени у меня уже было высшее образование, я выучилась на программиста, позже это пригодилось мне, я владею различными программами, в которых можно создавать дизайнерские проекты. Несмотря на то что Институт моды – небольшой коммерческий вуз в провинциальном городе, у нас был мощный преподавательский состав. Рисунок мне преподавал Олег Дзугкоев, живопись – Валерий Кокоев. Нам дали крепкий фундамент, и когда после третьего курса я перевелась в Московский институт экономики и культуры, мне все остальное показалось детскими забавами. Профессия дизайнера очень живая, требует каждый раз новых знаний. В Осетии, да и вообще в России эта профессия динамично развивается. И я бываю очень рада, когда российских мастеров отмечают на Западе, это большой прогресс.
– Как происходило твое становление?
– Огромное значение, конечно, имел практический опыт. В Москве я почти сразу устроилась на работу в крупную компанию, моя задача заключалась в оформлении витрин и внутреннего убранства салонов по всему городу. Так я проработала полтора года, потом меня перепрофилировали в архитекторы, это было очень неожиданно и повлияло на мое дальнейшее профессиональное становление.
– Как идет работа над проектами?
– Когда я общаюсь с человеком, то чаще всего уже заранее вижу, в каком пространстве он может жить, что ему больше подойдет. Наверное, это приходит с опытом. Как портниха видит, где нужны вытачки, так и дизайнер видит, каким должен быть дом. Интерьер и одежда – это отражение самого человека, я больше прислушиваюсь к интуиции. Это художественная часть работы, а дальше, конечно, учитываю то, чтобы человеку было комфортно. Удачный интерьер рождается лишь благодаря взаимодействию дизайнера и заказчика.
– Дом твоей мечты, какой он?
– Ну, прежде всего просторный и с красивым видом из окна. В Осетии с ее природой это не проблема. Что касается интерьера… Неважно, какого цвета стены и потолок, но в моем доме определенно будет натуральный пол из дерева, это мои ассоциации из детства с бабушкиным домом, и обязательно много произведений искусства.
– Ты сама пишешь картины?
– Да, еще со студенческих лет, но потом поняла, что мне особенно нравится графика, обожаю рисовать карандашом. Талант, наверное, был, но я его не развила: не верила в себя как в художника. Разглядывая старые работы сейчас, спустя годы, думаю, что они неплохие. Возможно, снова возьмусь за написание картин.
– А какие произведения искусства тебя вдохновляют?
– Очень люблю нидерландских художников, скульптуру, нравятся работы Магреза Келехсаева, они полны национального юмора. Большое впечатление произвела и выставка Азанбека Джанаева.
Я всегда говорю, что искусство, красота оттачивают душу. Чем крепче человек себе ее прививает, тем утонченнее и красивее он будет жить. Когда-то меня терзали сомнения, нужна ли вообще профессия дизайнера, не маркетинговый ли это ход для наживы на людях? Но я осталась в этой профессии, когда поняла, что многим людям она просто необходима, потому что дизайнер – это посол красоты в мир, потому что мы помогаем людям обустроить быт. Ведь не у всех получается это сделать самостоятельно.
– А как насчет доступности услуг?
– Дизайн по сути своей – это дорого, известные люди в профессии, создавая вещь, продают ее за большие деньги. Но много талантливых ребят есть среди студентов, которые могут сделать вам здоровский интерьер по доступным ценам, и вы будете гордиться этим даже через много лет. Сегодня многие друг у друга подсматривают и воруют идеи, в нашей работе это актуально, на эту тему даже книги пишут. К примеру, "Кради, как художник", мне дарили ее. Но я убеждена, что это абсолютно не то, что нужно скрывать. Ведь если у человека хороший вкус и он уверен в себе, то можно обойтись и без дизайнера, потому что сегодня в Интернете столько готовых интерьеров, статей, я и сама два года вела блог с детальными полезными советами.
– Есть ли проекты, которыми ты гордишься?
– Конечно. К примеру, своим проектом для компании "Тogas" в Москве. Несмотря на то что я человек не настойчивый в отстаивании своих идей, в случае с работой для "Тogas" проявился характер. Начальство было против черно-белого потолка, но мне самой настолько понравилось то, что я сделала, что мне удалось убедить и остальных, и проект утвердили. И не зря: вживую все смотрелось намного эффектнее, чем на картинке. В настоящее же время работаю над проектом частного дома для молодой пары, работа протекает в хорошей дружеской атмосфере, я в предвкушении результата.
– Ты много ездишь, где тебе наиболее комфортно?
– Сейчас мне бы хотелось жить в Осетии, ближе к родителям, а так весь мир открыт, нужно обязательно ездить, чтобы впитывать самое лучшее.