О проблемах автобусных перевозок на межмуниципальных маршрутах "СО" поговорила с исполняющим обязанности директора ГУП "Дигорское автотранспортное предприятие" Виталием Базиевым.
– Скажите, пожалуйста, сколько маршрутов обслуживает ваше предприятие?
– Всего 6: "Владикавказ–Лескен", "Владикавказ–Урсдон", "Владикавказ–-Дур-дур", "Владикавказ–Сурх-Дигора", "Владикавказ–Николаевская" и "Владикавказ–Красногор". Работаем мы в Дигорском, Ардонском и Ирафском районах. На линиях используются 13 автобусов. В основном это машины марок "Хендай" и "ПАЗ".
– Насколько я знаю, основная проблема сельских маршрутов в том, что автобусы ходят редко. Как обстоят дела с этим на ваших линиях?
– Дело в том, что все графики движения, время отправления и количество автотранспорта согласовываются с главами сельских поселений. Ведь заказчиками перевозок являются они. Если попросят выделить большее количество машин, то мы так и сделаем. Но пока никаких заказов не поступало. Мы работаем по согласованному расписанию, на сегодняшний день у нас показатель регулярности составляет 98%. Я думаю, что такие запросы и не появятся, потому что кроме нас работают и частные перевозчики.
– То есть у вас есть конкуренция?
– О чем вы говорите?! Мы давно проиграли частникам. Маршрутки едут из Чиколы, из Дигоры… У нас основное население живет в районных центрах, естественно, маршрутки курсируют между этими районными центрами, порой даже не въезжая в села. На автобусы остается очень мало потенциальных пассажиров, и то половина – это льготники.
– Получается, работаете себе в убыток?
– Да. Но рассчитываем на компенсацию наших расходов.
– Вы как государственное предприятие, в отличие от конкурентов, наверняка выполняете все требования законодательства по перевозкам. Насколько возможно переломить ситуацию, когда нелегальный рынок отбирает у вас пассажиров?
(Окончание. Начало на 1-й стр.)
– Очень маленький процент частных перевозчиков имеют полное страхование и оснащенность машин, которая прописана в законодательстве. В остальном маршрутчики работают без этих "предосторожностей". В нашей работе отражены все нюансы: это и страхование пассажиров, и ремни безопасности, и огнетушители, и аптечки, и многое другое. Все, что требуют государственные инспекторы, у нас есть. Что касается рынка перевозок, то на сегодняшний день, по разным оценкам, доля перевозок маршрутчиков составляет 91% от общего количества перевозок, и только 9% приходится на государственный сектор и автотранспортные предприятия. При этом, если мы возьмем налоговые отчисления, то эти 9% вносят в бюджет условно 10 млн налоговых отчислений, а 91% – всего 1 млн руб. Получается, в 5–6 раз меньше. Но это от нас никак не зависит. Наше предприятие создано, чтобы обслуживать социально значимые маршруты, заведомо убыточные. Мы никак не можем повлиять на сложившуюся ситуацию, у нас нет таких полномочий. Проблемой должны заниматься надзорные органы. Раньше при министерстве было контрольно-ревизионное управление, которое могло остановить любого водителя, проверить его. Сейчас этой практики нет.
– Скажите, пожалуйста, а какой из маршрутов для вашего предприятия самый трудный?
– Я бы сказал, "Владикавказ–Сурх-Дигора". Он выезжает из Сурх-Дигоры рано утром и возвращается вечером. Для работы он как раз самый легкий, и вроде бы времени затрачивается мало, но эффективность у этого маршрута низкая. Из Сурх-Дигоры утром можно вывезти 5–6 человек, и то половина из них выйдут в Дигоре.
– Вы считаете, что гораздо разумнее было бы пустить маршрут "Сурх-Дигора–Дигора"?
– Нет, линейка маршрутов выстроена правильно, с учетом накопленного опыта перевозок. Вряд ли что-то имеет смысл менять. Не хочется ворчать и бубнить по-стариковски, я понимаю, что есть конкуренция, нас ограничивает законодательство, но хотелось бы, чтобы законы действовали и в отношении частных перевозчиков, которые работают на коммерческих маршрутах. У них ведь все маршруты доходные.
– То есть получается, что в рамках ваших полномочий вы имеете установленную сетку маршрутов и не можете осуществлять перевозку по коммерческим маршрутам, например, "Ардон–Дигора"?
– Ради справедливости скажу, что коммерческие маршруты "Владикавказ–Дигора", "Владикавказ–Ардон" и другие нам передали де-юре, но де-факто их обслуживают другие люди. Я бы не хотел поднимать эту тему, потому что каждый вправе спросить: "Почему вы не наладите работу, если документы у вас?" Но вы же понимаете, что в реальности не всегда все зависит от нас...
– Сколько стоит проезд в автобусе?
– Стоимость проезда определяется тарифным комитетом. На каждом маршруте цена разная, исчисляется она следующим образом: длина маршрута умножается на 1 руб. 30 коп. Надо отметить, что у маршрутчиков тариф доходит до 1 руб. 50 коп. за километр с пассажира. К тому же они работают на доходных рейсах, по наполняемости, то есть пока машина не заполнится, она никуда не поедет.
– Выходит, проезд автобусом не только безопаснее с точки зрения страхования, но и дешевле?
– Безусловно.
– Тогда возникает такой вопрос: почему государственный транспорт, при том что он безопаснее и дешевле, не может вытеснить частных конкурентов с этого рынка?
– Это секрет Полишинеля… На самом деле трудно сказать, но склоняюсь к тому, что если бы как следует работали структуры, связанные с антимонопольным законодательством, то, наверное, было бы проще. Иногда бывает странно слышать, что мы чуть ли не оккупировали все перевозки, не даем районы частникам... Доля перевозок сама о себе говорит.
– А сколько вы перевезли пассажиров за прошлый год?
– Около 271 тысячи человек. Но я скажу для сравнения: частные перевозчики, которые работают в нашем направлении, то есть в сторону Дигоры, Чиколы, перевозят в день столько пассажиров, сколько мы в месяц.
– Есть какой-то выход?
– Надежда есть всегда. Повсеместно говорят, что надо поддерживать частного предпринимателя. Это так, но помимо частных есть еще государственные, социально ориентированные предприятия. И законодательство должно действовать одинаково для всех.
фото Татьяны ШЕХОДАНОВОЙ.